"Расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке", - говорится в оглашенном сегодня постановлении КС РФ, в котором дано конституционно-правовое толкование статьи 153 федерального закона №122 ("о монетизации льгот"). Данная норма гласит, что те лица, у которых было до 1 января 2005 года право на льготы и компенсации, закрепленные в отменяемых законах, не утрачивают этого права после вступления 122-го закона в силу. При этом органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не в праве сокращать объем предоставляемых гражданам льгот и не могут понижать размер денежного эквивалента социальных выплат.

Вынесенное постановление суда касается также гарантий по обеспечению бесплатного и общедоступного дошкольного образования. В запросе заявителей речь шла о праве соответствующего уровня власти повышать плату за содержание ребенка в детском саду. Недостаток средств в бюджетах муниципалитетов из-за этого закона привел в раличным последствиям. Так в Воронеже плата родителей за дентские сады в пять-шесть раз превышает размер государственного пособия, выплачиваемого на ребенка. В Челябинске из-за недостатка финансирования по состоянию на 10 мая 337 городских образовательных учреждений имеют долг перед Челябэнергосбытом в размере 6,3 млн. рублей. Четвертая часть из них - злостные должники, в том числе детские сады, которые находятся под угрозой отключения. В Пензе взимаемая с родителей за содержание ребенка в муниципальных детских садах повышена до 40 рублей в день повышена с 1 мая.

В то же время сам закон №122 признан соответствующим Конституции РФ. При этом КС в своем сегоднящнем решении уточнил, что оспариваемая норма (как бы ее ни толковали в том или ином регионе) на самом деле "предполагает обязанность органов местного самоуправления сохранить сложившиеся по состоянию на 31 декабря 2004 года пропорции в распределении детей в муниципальных дошкольных учреждениях между родителями и муниципальными образованиями".

Процесс был инициирован по жалобе мэра и городской Думы Твери. Заявители сомневались в конституционности непосредственно статьи 153 закона номер 122 от 22 августа 2004 года. В связи с тем, что средств на эти выплаты в момент вступления закона в силу тверские власти не нашли, они были вынуждены в 2,5 раза - до 850 рублей - увеличить плату за детсад. Это постановление по повышению тарифа было оспорено прокуратурой и признано незаконным Центральным районным судом Твери.

Сторону заявителя в КС представляла директор Центра правовой поддержки местного самоуправления и заместитель генерального директора Союза российских городов Марина Якутова.