"Деятельность религиозно-экстремистских организаций, функционирующих в Центральной Азии, приобретает все более радикальный характер", - заявил старший преподаватель кафедры ЮНЕСКО по сравнительному изучению мировых религий Ташкентского исламского университета Нурийман Абулхасан на конференции "Акрамисты: миф и реальность", проходящей 10 мая в Ташкенте. Как передает корреспондент ИА REGNUM, в своем докладе о тенденциях развития и угроз международного терроризма, религиозного экстремизма и фундаментализма на настоящем этапе он отметил, что в ряд религиозно-экстремистских групп, деятельность которых наблюдается в центральноазиатском регионе, входят "Исламское движение Узбекистана/Туркестана" (ИДУ), "Хизб-ут-тахрир", "Акрамисты", "Нурчилар", "Таблигчилар". "Есть также сведения о существовании так называемых обществ джихадистов, в настоящее время ведущих независимую деятельность, хотя в последние годы входивших в состав "Исламского движения Узбекистана/Туркестана". Одно из этих обществ осуществило террористические акты в Ташкенте и Бухаре в 2004 году", - сказал он. При этом подчеркнул, что сегодня в большей степени наблюдается активность групп "Хизб-ут-тахрир", "Акрамистов" и ИДУ.

По словам ученого, целью террористических организаций в Узбекистане является создание теократического государства, основанного на исламских законах. Для этого предусматривается широкая "исламизация" населения, ухудшение межрелигиозных и межнациональных отношений, дестабилизация общественно-политической ситуации, установление крепких связей с религиозно-экстремистскими организациями, действующих за рубежом, использование возможностей последних в подготовке групп боевиков и материально-техническом обеспечении своей деятельности.

Нурийман Абулхасан обратил внимание на то, что в качестве основных методов деятельности религиозно-экстремистских организаций входит распространение литературы, видео- и аудиокассет экстремистского толка, в которых пропагандируются идеи "джихада", "шахидизма". Они создают подпольные группы и проводят специальную подготовку среди, обучают членов подпольных групп радикально-исламским понятиям. Стремятся внедрить своих сторонников в государственные структуры, усиливают деятельности женских ячеек. Вместе с тем они подвергают резкой критике общественно-политическую обстановку в Узбекистане, стараются подорвать авторитет официальных религиозных структур, а также непосредственно используют террористические средства.

Говоря о растущей радикальности религиозно-экстремистских организаций, функционирующих в Центральной Азии, Нурийман Абулхасан сказал, что "наглядным примером этому могут служить террористические действия, осуществлённые "джихадистами" с применением методов самоуничтожения в Ташкенте и Бухаре в 2004 году, а также использование мирного населения в качестве "живого щита" "акрамистами" в Андижане в 2005 году".

Он также обратил внимание на то, что фундаменталистские группы усиливают информационную войну. В частности, через некоторые "правозащитные" организации распространяются соответствующие сведения, о якобы имеющих место нарушениях религиозных свобод членов группы "Хизб-ут-тахрир".

"Акрамисты" же в Андижане стремились показать себя всей мировой общественности в качестве "народных представителей" и "невинных предпринимателей", - сказал ученый. Он также отметил, что фундаменталистские группы в целях расширения своих сторонников среди населения уделяют особое внимание благотворительности. "Показательной демонстрацией этого можно назвать занятие "акрамистов" в определённом степени благотворительностью, организацию представителями "Хизб-ут-тахрир" приготовлением плова и его раздачей среди населения в дни Курбан хайита в 2005 году в Киргизии", - отметил Нурийман Абулхасан.

По его мнению, причиной распространения в Центральной Азии религиозного экстремизма становится также действия некоторых геополитических сил, направленных на усиление своего влияния в регионе посредством дестабилизации существующей обстановки.

"Это доказывает и организация "информационной атаки" в адрес Узбекистана со стороны западных средств массовой информации по андижанским событиям, а также вывоз при поддержке некоторых западных стран террористов в качестве "политических беженцев" в Румынию", - сказал в своем выступлении Нурийман Абулхасан.

Далее он обратил внимание на то, что в качестве одного из факторов, создающего условия для распространения идей религиозного экстремизма можно назвать и разносторонний подход государств региона к данной проблеме. По его мнению, из-за непринятия серьёзных мер против религиозно-экстремистских организаций в Киргизии, территория этой страны стала своеобразным региональным плацдармом для таких организаций как "Хизб-ут-тахрир" и "Таблигчилар". Он привел сведения, согласно которым на сегодняшний день в Киргизии осуществляют свою деятельность более 5000 членов "Хизб-ут-тахрир". В настоящее время, киргизские "таблигчилар" стремятся к распространению своей деятельности на территории всей Ферганской долины.

"Уместно вспомнить, что участники террористических актов в Андижане проходили подготовку на территории именно Киргизии", - подчеркнул он. Нурийман Абулхасан обратил внимание на то, что на сегодняшний день, есть внутренние факторы, в определённой степени способствовавшие возникновению и развитию в регионе проблемы религиозного экстремизма. "Вместе с тем, несмотря на выпячивание западными экспертами внутренних факторов, отметим, что первостепенными являются и играют значительную роль именно внешние факторы", - заключил он.