Принятый в конце 2005 г. федеральный закон №199, предусматривающий передачу субъектам Федерации более 100 полномочий, создаст еще большую социальную и экономическую дифференциацию между регионами. Такое мнение, как сообщает корреспондент ИА REGNUM, высказал председатель комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Виктор Гришин, выступая 24 апреля на "круглом столе" в Совете Федерации по вопросам совершенствования межбюджетных оношений в связи с разграничением полномочий между центром и субъектами РФ. По его мнению, проверить исполнение этих полномочий достаточно трудно: "Для регионов они не являются обязательством, кто-то будет исполнять, кто-то нет. В условиях этого закона я не знаю, как будет проводиться контроль: никакого реестра у Правительства нет". Он отметил, что при принятии закона о передаче полномочий финансовая обеспеченность регионов "толком не просчитывалась".

По словам замминистра финансов Антона Силуанова, кардинальных изменений в системе межбюджетных отношений ожидать не стоит. В концепции межбюджетных отношений на предстоящие три года, утвержденной недавно правительством, нет предложений по передаче налогов и расходных обязательств с одного на другой уровень бюджетной системы. Он подчеркнул, что подготовленные в Минфине поправки в Бюджетный кодекс не предполагают также наличие временных администраций в высокодотационных регионах. Напомним, что с таким предложением выступал полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак. "Наличие временной администрации, скорее всего, не позволит решить проблему - дотационность не уменьшится, так как не будет создана дополнительная налоговая база, не будет дополнительных источников доходов. Она может оценить эффективность финансового менеджемента, но эту задачу мы хотим решать с помощью Счетной палаты", - сказал Силуанов.

Главный недостаток существующей системы, отметил он, заключается в отсутствии стимулов к зарабатыванию средств, когда все заработанное отбирается федеральным центром. В качестве решения этой проблемы Минфин, начиная со следующего года, предполагает не сокращать в такой пропорции, которая есть сегодня, объем трансфертов для межбюджетного выравнивания тем регионам, чей валовый региональный продукт превысил за истекший год среднороссийский показатель. "Что получается сегодня? Чем выше растет ВРП, тем больше мы должны сокращать объем трансфертов, то есть тем ниже финансовая помощь. Естественно такая система не стимулирует регионы к зарабатыванию, а формирует в них иждивенческие подходы", - заметил чиновник.

Минфин предлагает усложнить градацию регионов и вместо разделения на доноров и на все остальные субъекты РФ в зависимости от дотационности сформировать три группы: около 20 субъектов, имеющих финансовую помощь на уровне не более 20% от объема собственных доходов, 57 субъектов, получающих финансовую помощь на уровне от 20% до 60% относительно доходов бюджета и оставшиеся субъекты РФ, финансовая поддержка в общем объеме доходов которых превышает 60%. По словам Силуанова, для второй и третьей групп будут введены ограничения на расходы на содержание органов госвласти. Кроме того, зарплаты для бюджетников и их рост не должны превышать те размеры и темпы роста, которые установлены для федеральных бюджетников. Если возникнут проблемы с качеством управления финансов в регионе, то чиновники смогут вооздействовать на ситуацию через механизм предписания Минфина - еще одно нововведение федерального центра. Для третьей группы вводятся ограничения не только по росту зарплат бюдженикам и госслужащиим, но и по льготам, по ненаращиванию бюджетной сети в случае если не строятся дополнительные объекты соцаильного сферы, по расширению полномочий, которые обозначены в федеральном законе № 95 "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субектов РФ"". Для этих регионов будут сокращены предельные размеры заимствования и долга к объему доходоной части бюджета. Более того, Минфин хочет, чтобы их каждый год проверяла Счетная палата или Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, с точки зрения, правильного расходования средств регионального бюджета.

Силуанов отметил, что целый ряд регионов не исполняет требования Бюджетного кодекса по зарплате, по долгу и др. По-видимому наиболее эффективным на данный момент стимулом заставить соблюдать требования бюджетного законодательства в Минфине считают использование средств фонда софинансирования социальных расходов. "Если регион работает, то в полном объеме получает средства фонда на чисто региональные полномочия. Кто не выполняет требования федерального законодательства, получит их в усеченном виде", - сказал Силуанов.

С целью создания у региональных администраций дополнительного стимула к совершенствованию финансовой политики, будет задействован фонд реформирования региональных и муниципальных финансов: остатки в нем на конец года будут распределяться между теми двадцатью субъектами РФ, которые в Минфине сочтут наиболее эффективными в управлении финансами за истекший год.

Представитель Заксобрания Ленинградской области спросил у замминистра финансов, будут ли компесированы региону те средства, которые он затратил на исполнение полномочий, переданных 95 федеральным законом, поскольку эти полномочия не предполагали передачу финансового источника. Силуанов заявил, что по расчетам Минфина в целом регионы обеспечены ресурсами для реализации полномочий, предусмотренных 95 ФЗ. "Те дополнительные, которые делегируем, мы стараемся обеспечить", - добавил он. В то же время, чиновник признал, что в министерстве "просчитались" на 6 млрд руб, когда в 2005 г. регионы не смогли выполнить обязательства по обеспечению средств на оплату жилищно-коммунальных услуг для инвалидов, чернобыльцев и других категорий льготников.

Отвечая на вопросы, Силуанов заверил присутствовавших, что сложившаяся система межбюджетных отношений, если исключить доходы Стабфонда и средства от ЕСН, создает баланс между центром и регионами 50 на 50 или 49 на 51, "с учетом трансфертов в регионы".

По информации представителя Минфина, за последние годы темпы роста реальных доходов населения превышали темпы роста инфляции на 11%-13%, средства от подоходного налога и налога на прибыль росли более быстрыми темпами, чем инфляция, что привело к росту доходной базы бюджетов. Так, в 2005 г. Минфин запланировал доходы региональных бюджетов в размере 2 трлн 701 млрд руб, а реальные доходы составили 2 трлн 940 млрд руб. Расходные обязательства в прошлом году выросли на 12,2%, профициты зафиксированы на уровне 57 млрд руб. против 39 млрд руб. в 2004 г. Из них 24 млрд руб. сосредоточились в бюджетах "регионов - середняков" (по уровню дотационности).