20 апреля председатель Москомархитектуры главный архитектор Москвы Александр Кузьмин в рамках своей пресс-конференции сообщил о ближайших планах столичных властей по строительству в городе жилья, транспортной инфраструктуры, объектов социальной сферы.

По словам Александра Кузьмина, одной из наиболее активно обсуждаемых тем сегодня является перспектива освоения территорий, прилегающих к железнодорожным путям на территории Москвы. Территория - главный ресурс Москвы, и на сегодняшний день он практически исчерпан, пояснил Кузьмин. Если раньше строительство велось все дальше и дальше за территорию Москвы, то, согласно новому Генплану развития города, вместо роста вширь предписано эффективное освоение уже существующих территорий. Резервов мало: прежде всего, это реорганизация промзон, работа с неблагополучными зонами - бывших свалок, полей фильтрации и т.д.

Строительство же на территории объектов РЖД - новое направление, подчеркнул Кузьмин. Эта территория не слишком обширна - от 3 до 5% общегородской. Для сравнения, доля промзон - около 20%. Тем не менее, и этого достаточно, чтобы осуществлять на этих 5% московской земли эффективное строительство, уверен глава Москомархитектуры - тем более, есть заинтересованные инвесторы. "Но здесь многое зависит от позиции МПС, - подчеркнул он. - У нас всегда были хорошие отношения с Московской и Октябрьской железными дорогами, и в целом с руководством железных дорог России. Сейчас прорабатывают несколько очень интересных проектов, непростых по реализации. На ближайшем Общественном совете мы их рассмотрим".

Например, на Киевской железной дороге в районе 3-го Транспортного кольца, предполагается перекрыть платформой, построить дублер Кутузовского проспекта и произвести там жилищное и офисное строительство. Узкие кварталы за проспектом практически выйдут на реку Сетунь, благодаря чему удастся ликвидировать трущобы на этом участке - заброшенные овощебазы и прочие неиспользуемые объекты. Вторая зона - железнодорожная связка между Белорусской площадью и площадью Савеловского вокзала вдоль Бутырского вала. Здесь обсуждается несколько вариантов. В частности, предлагается перекрыть всю ветку; в таком случае кварталы в районе Лесной улицы выйдут ко 2-му часовому заводу, в результате появятся несколько новых небольших улиц к Тверской и Дмитровскому шоссе. Появится возможность образовать квартал офисного и гостиничного строительства с улучшенной транспортной инфраструктурой, который не будет нарушать традиционный вид центра, отметил Кузьмин. По его словам, одна фирма даже предложила проект, согласно которому офисы будут строиться с постепенным подъемом между двумя вокзалами, благодаря чему в центре города можно будет организовать... всесезонный горнолыжный склон. "Этот проект прорабатывается всерьез, авторы представили мне его на рассмотрение, - сообщил Кузьмин. Третья зона - участок за Курским вокзалом. Предполагается, чтобы выход Яузы соединялся бы с садовым кольцом.

Строительство в этих промежуточных зонах помогло бы улучшить и транспортное сообщение, снизило бы нагрузку на основные магистрали и пересадочные узлы в центре города. Это дало бы возможность развивать внеуличный транспорт - легкое метро и скоростной трамвай. Это вполне можно сделать за счет железной дороги или за счет расширения существующих полос - в частности, когда будет построено 4-е Транспортное кольцо, можно будет всерьез говорить о создании в Москве системы скоростного трамвая.