Русская православная церковь дала свой ответ на вызов времени. "В концепции прав и свобод человека интегрируются идеи, противоречащие не только христианским, но и вообще моральным представлениям о человеке. Последнее вызывает особое опасение, так как за правами человека стоит принудительная сила государства, которая может заставить человека совершить грех, сочувствовать и попустительствовать греху по причине банального конформизма", - сказал с трибуны Всемирного русского народного Собора председатель отдела внешних церковных сношений московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В его обширном докладе была обоснована принятая Собором Декларация о правах и достоинстве человека, которая по существу предлагает либеральному миру пересмотреть свои представления об этих понятиях.

Реакция не заставила себя долго ждать. Ведущие правозащитники России упрекнули митрополита Кирилла в непонимании сущности правозащитного движения в мире, а Русскую православную церковь - в стремлении к идеологическому господству в стране.

За комментариями корреспондент ИА REGNUM обратился к молодому орловскому священнику, выпускнику Московской духовной академии, кандидату богословия, старшему преподавателю кафедры религиоведения и теологии Орловского государственного университета о. Марку Боронтову.

"Митрополит Кирилл оспорил один из главных тезисов либеральной идеологии, что человек в силах сам определить нравственные нормы поведения, не признавая никаких авторитетов, - сказал отец Марк. - Митрополит уличил идеологию плюрализма в отсутствии понятия греха. Сторонникам подобной идеологии трудно смириться с тем, что нравственность вовсе не относительна и не зависит от взглядов того или иного индивидуума. Она абсолютна и имеет четкие критерии в форме заповедей. И что еще немаловажно - в религиозных традициях народов. Они не так уж разнятся, эти представления о добре и зле в разных религиозных учениях, как принято думать. И в поиске ответа на вопрос: "Что такое хорошо и что такое плохо?" человек просто обязан соотносить свое решение с этой великой, глобальной "базой данных", да простится мне такое сравнение.

Конечно, привыкшие к пониманию свободы как вседозволенности в своей гордыне не могут согласиться с тем, что человеку, наделенному свободой от Бога, все же очень трудно сделать правильный выбор между добром и злом, что ему не стоит рассчитывать на свой "всесильный разум" и "знание жизни", а лучше обратиться к Богу или, по меньшей мере, соотнести свое решение с опытом предшествующих поколений, национальной религиозной традицией.

Упорствующим в своем заблуждении придется трудно, если соборное слово будет услышано государственными мужами. Но, в конце концов, демократия - это подчинение меньшинства большинству. А Всемирный русский народный Собор, который объединил все религиозные конфессии России, думаю, вполне может претендовать на выражение мнения большинства нашего народа.

Не мне, конечно, давать советы людям, находящимся у руля государства, но как гражданин и священник Русской православной церкви, хочу выразить надежду, что власть вспомнит о своей роли в воспитании общества. Каждый родитель знает, что без принуждения, в известной мере, невозможно воспитать достойного человека. Что же говорить об обществе в целом - этом огромном, сложном организме с миллионами разумов? В конце концов, разве не принудительно насаждалось все то, от чего мы теперь стараемся оградить наших детей - телевизионная реклама и насилие на экране, пропаганда материального успеха и плотских удовольствий? Так почему бы государству не использовать свою силу во благо души человеческой? Прежде всего, конечно, нужно говорить о государственной поддержке религиозного духовного образования в России - в средней школе и вузах, чтобы нам не отнести к числу потерянных еще и еще одно поколение россиян".