ИА REGNUM: Г-н Морозов, в настоящее время правительство работает над программой социально-экономического развития Южной Осетии. Скажите, каковы основные приоритеты программы, пути их реализации?

Как уже подчеркивалось, программа социально-экономического развития Южной Осетии предусматривает, прежде всего, развитие экономики, сельского хозяйства, образования и здравоохранения. В плане экономики, это, прежде всего, восстановление предприятий. Далее - восстановление и ремонт школ, объектов образования. Первоочередная задача - конечно же, и качество образования. Помимо объектов образования в этом году нам предстоит отремонтировать ряд объектов здравоохранения, некоторые из которых за эти годы пришли в негодность. Так, практически в руинах находится здание Знаурской больницы, требует срочного ремонта роддом, детская поликлиника. Предусматривается и строительство объектов здравоохранения, прежде всего, в Джавском районе. Не меньше проблем у нас и в области сельского хозяйства. Понятно, что сегодня важно удержать человека на селе, а для этого необходимо создать условия. Это и закупка топлива в больших объемах для проведения сельскохозяйственных работ, посевного материала, но, пожалуй, самое основное - замена всего машинно-тракторного парка. Он изношен на 100%. С горечью приходится констатировать, что на полях ездят не машины, а рухлядь. Кроме того, согласно программе, нам предстоит решить и вопросы строительства в самой столице Южной Осетии. Прежде всего, это ремонт Национального банка, школ, гостиницы "Алан", а также зданий министерств и ведомств.

ИА REGNUM: Как известно, в этом году ожидается и помощь международного сообщества. Ведь не так давно была завершена работа экспертов по изучению нужд населения в зоне грузино-осетинского конфликта...

Мы очень плодотворно поработали с группой экспертов. Была предоставлена детальная информация о том, что необходимо для восстановления края. Насколько мне известно, для реализации различных программ будет выделена сумма не менее 10 млн. евро. Что ж, если будет так, мы сможем очень здорово продвинуться вперед.

ИА REGNUM: Неоднократно поднимается вопрос обустройства в Южной Осетии осетин, которые сегодня продолжают иммигрировать из внутренних районов Грузии. Как правительство решает этот вопрос?

Этот вопрос достаточно болезненный. Если человек жил в Южной Осетии, а затем уехал в Грузию или другую страну, а потом, по различным причинам, опять вернулся в Южную Осетии, то он попадает под статус вынужденного переселенца, которому, согласно международным конвенциям, правительство обязано выделить средства. Но если человек жил в Грузии, а теперь решил приехать в Южную Осетию, то в этом случае законодательство не предусматривает, чтобы правительство занималось бы его обустройством. Для его обеспечения мы не можем обратиться ни в какие международные организации. У нас нет никаких международных каналов, чтобы его обеспечить. А такие люди имеются. К примеру, последний случай - осетина уволили в Грузии с работы в аэропорту, он приехал сюда. Конечно, мы стараемся помочь, в чем можем.

ИА REGNUM: Широкий резонанс вызвало решение правительства о переучете жилого фонда Южной Осетии. Каково окончательное решение правительства?

В республике имеется очень много закрытых квартир еще со времен грузино-осетинского конфликта, которые с течением времени приходят в негодность. В то же время у нас катастрофически не хватает жилья, люди годами стоят в очереди - это, прежде всего, военнослужащие, многодетные семьи и т.д. Следовательно, проблему надо решить, и безотлагательно. Конечно, мы не можем посягать на собственность, это однозначно. Мы демократическое государство и никогда на это не пойдем. Но, вместе с тем, как демократическое государство, мы не можем терпеть, чтобы у нас пустовали квартиры по 15 лет. За эти квартиры не только никто не платит, более того, квартира, которая не эксплуатируется, быстрее приходит в негодность. По этому вопросу я проводил консультации с парламентом. Лично я вижу выход из положения в следующем. Необходимо принять закон, согласно которому при неуплате за определенное время мы будем переселять людей в менее комфортабельные условия. Это опыт Российской Федерации, когда неплательщиков переселяют в общежитие. Так и мы будем действовать.

ИА REGNUM: Сегодня интеграция Южной Осетии с Северной проходит интенсивно как никогда. В то же время, вопрос государственной границы продолжает оставаться в числе актуальных, как и все предыдущие годы. Как Вам видится решение этого вопроса?

Безусловно, можно составлять сколько угодно планов, подписывать сколько угодно соглашений, но пока существует такое понятие, как государственная граница, ничего из этого не будет выполнено. Мы понимаем, что есть закон о государственной границе, есть закон о таможенном управлении, инструкции и положения, которые представители этих служб должны исправно и неукоснительно выполнять. Но, если обе стороны заинтересованы в интеграции, надо что-то делать. Приведем элементарный пример. Южная Осетия начинает осуществлять заготовки для мебельных фабрик в России, но мы же ничего не провезем через границу, потому что таможенные пошлины съедят весь интерес к этой работе. И так по каждому вопросу. Эта проблема была одна из основных, которые обсуждались на совместном заседании двух правительств в марте. Мы обратились к представителям тех служб, которые стоят на границе - а это пограничники, таможенники, Ростсельхознадзор, Роспотребнадзор, транспортная служба, миграционная служба - с просьбой написать, какие инструкции им необходимо получить из Москвы для облегчения процедуры пересечения границы между югом и севером Осетии. На основании ответов мы подготовили письмо, которое поступило в соответствующие инстанции в Москве. Мы очень надеемся на конструктивный подход федеральных органов. А в целом, интеграция идет. Это и газопровод (Алагир-Цхинвали - ред.), строительство Зарской дороги, создание единого телевидения, совместные проекты в области сельского хозяйства, народного образования. Во Владикавказе после заседания мы с председателем правительства Александром Меркуловым объездили ряд предприятий, обсудили энергетические проблемы, такие как ремонт 124 линии в Фиагдонском ущелье, строительство обводной линии 110 киловольт по Зарской дороге, были и в пенсионном фонде, решали вопрос пенсионного обеспечения граждан. Так что, интеграцией надо заниматься.

ИА REGNUM: Как обстоят дела с инвестициями? Есть ли сегодня у Южной Осетии потенциальные инвесторы, например, из Северной Осетии?

Инвестиционная программа Южной Осетии не так уж и значительна. Что касается Северной Осетии, то у нее проблем ничуть не меньше, чем у нас. Есть конечно, частные предприниматели, но не из Северной Осетии, а из Москвы.

ИА REGNUM: Как обстоит ситуация с программой повышения уровня промышленного производства Южной Осетии?

В этой области наблюдаются успехи, и немалые. Так, акционерная организация "Трансмашхолдинг", по нашей просьбе и по рекомендации российского правительства, взяла на буксир наш завод "Электровибромашина". Сегодня завод работает по торинговой системе, то есть получает все необходимые материалы и оборудование для изготовления продукции, и эта продукция поступает в Россию. В случае, когда действует торинговая система, таможенных платежей нет. В этом плане также действует строгая отчетность о том, что и сколько мы получили и поставили. В последние годы на заводе произошло существенное увеличение заработной платы - до 6 тыс. рублей. Это очень неплохой результат. Также заработал "Эмальпровод". Мы договорились, что в этом году объем производства увеличится до 500 тонн, против прошлогодних 200 тонн. "Электровибромашина" и "Эмальпровод" - два предприятия, которые, можно сказать, с чувством осторожного оптимизма находятся в более или менее приличном состоянии. Что касается остальных, там проблем больше. "Багиата" (завод по разливу минеральной воды - ред.) работает хорошо, но основная проблема - экспорт - мешает граница. Мы неоднократно поднимали этот вопрос, будем стараться, чтобы "Багиата" шла на север. В прошлом году удалось задействовать "Винзавод", точнее соковый завод. Решен вопрос прохождения сока через таможню. Назначен новый руководитель деревоперерабатывающего комбината. Выделили средства на реабилитацию и санацию предприятия. Есть предложения по лесозаготовке, по выпуску мебели. Запустим молзавод, мясокомбинат и колбасный завод, продукция которых будет реализовываться на внутреннем рынке. Решается также вопрос пропуска нашей продукции через "Ростсельхознадзор" на рынки России.