"Я не согласен с оценкой таджикских специалистов, что эта страна может экспортировать в летнее время 1-1,5 миллиарда киловатт-часов. Таджикистан не имеет такой технической возможности", - заявил 12 апреля на встрече с журналистами начальник Национального диспетчерского центра ГАК "Узбекэнерго" Хамидулла Шамсиев. Он отметил, что "само стремление экспортировать электроэнергию Таджикистаном, исходя из его национальных интересов, понятно. Но одного стремления мало. Здесь необходимо учитывать многие моменты".

По словам Хамидуллы Шамсиева, основная часть электроэнергии в Таджикистане вырабатывается на юге этой страны гидроэлектростанциями, расположенными на реке Вахш. "Запасы воды в Нурекском водохранилище недостаточны для полноценного покрытия потребностей в осенне-зимний период, и поэтому, начиная с октября и по апрель, по всему Таджикистану вводятся жесткие ограничения на потребление электроэнергии, вплоть до отключения многих объектов", - сказал энергетик. Он отметил, что энергосистемы региона с целью сохранения работоспособности Нурекской ГЭС и уменьшения объема ограничений осуществляют в осенне-зимний период поставки электроэнергии в Таджикистан. "Львиная доля этих поставок осуществляется узбекской энергосистемой в рамках ежегодно заключаемых межправительственных соглашений. Если принять во внимание то, что, по оценке специалистов, основанной на прогнозе гидрометеорологов, в нынешнем году этот избыток составит величину всего порядка 900 миллионов кВт.ч., объемы возможного экспорта электроэнергии из Таджикистана, по всей видимости, явно завышены", - считает Шамсиев.

При этом он подчеркнул, что "как показывают расчеты, в этом году имеется опасность незаполнения Нурекского водохранилища до полного объема". "Но это - одна сторона проблемы. Говоря о возможном транзите электроэнергии через энергосистему Узбекистана, необходимо учитывать технические аспекты данного вопроса", - сказал Шамсиев. Он привел несколько возможных и "нежелательных последствий", которые могут возникнуть при реализации предлагаемого варианта экспорта электроэнергии из Таджикистана в третьи страны через электрические сети Узбекистана в летний период. "Между таджикской подстанцией Регар и узбекской подстанцией Гузар имеется одна-единственная линия 500 кВ, соединяющая юг Таджикистана, где сосредоточены его основные генерирующие источники, с основной энергосистемой", - пояснил он.

"В летнее время, в период поставок электроэнергии из Таджикистана в Узбекистан, эта транзитная линия работает с загрузкой, близкой к предельной. При дальнейшей загрузке этой линии транзитными перетоками растет величина технологических потерь электроэнергии, снижается уровень напряжения в прилегающем регионе, увеличивается износ оборудования, снижается устойчивость работы этой транзитной связи и в целом энергосистемы. Все это многократно повышает возможность работы противоаварийной автоматики в Самарканд-Бухарской части энергосистемы Узбекистана с погашением категорийных потребителей, в том числе насосных станций машинного орошения, что в условиях жаркого лета может привести к непредсказуемым последствиям. Более того, аварийное отключение вышеуказанной линии может привести к нарушению устойчивости связи нашего энергообъединения с ЕЭС Казахстана и ЕЭС России с отключением потребителей по всей Объединенной энергосистеме Центральной Азии. Одним словом, при имеющихся технических возможностях действующей энергосистемы Узбекистана организация транзитного перетока электроэнергии из Таджикистана в третьи страны сопряжена с массой трудностей. Не говоря уже о возможных отрицательных последствиях, которые скажутся на стабильной работе энергосистемы нашей страны и соседних республик", - подчеркнул Шамсиев. "Таковы доводы и позиция узбекистанских энергетиков, специалистов, привыкших рассматривать подобные вопросы чисто с технической точки зрения и осознающих свою ответственность за бесперебойное обеспечение электроэнергией как потребителей своей страны, так и всего энергообъединения", - заключил он.