Главный раввин России: Песах это праздник, в первую очередь обращенный в будущее, на наших детей
Израиль, 11 апреля, 2006, 21:51 — ИА Регнум. Пресс-служба главного раввина России Берла Лазара распространила его поздравление, обращенное к российским евреям в связи с праздником Песах. Приводим полный текст поздравления:
Дорогие друзья!
От всей души поздравляю вас с одним из важнейших праздников еврейства - Песахом, днями избавления нашего народа из рабства и обретения свободы.
Говоря об уроках Песах, мы должны помнить, что этот праздник в первую очередь обращен в будущее, на наших детей. Дети - главная составляющая пасхального седера. Всё начинается с вопросов, которые они задают. Как подчеркивают наши мудрецы - многое из того, что делается во время седера, предназначено для того, чтобы дети задавали вопросы. На седере мы совершаем целый ряд необычных, даже странных на первый взгляд действий - именно для того, чтобы пробудить интерес детей, чтобы побудить их активно участвовать в церемонии.
"И когда завтра спросит тебя твой сын,... скажи ему: Рукой сильною вывел нас Г-сподь из Египта, из дома рабства", - учит Тора в книге "Шмот". Как мы видим из текста, важнейшая заповедь обучения и воспитания детей в Торе напрямую связана с праздником Песах.
Казалось бы - зачем соединять обучение с трапезой? Если ты хочешь рассказывать ребенку, чтобы обучить его, куда удобнее прочесть ему лекцию, показать примеры из Торы, Талмуда, других книг. Трапеза - совсем иной вид общения, вроде бы, мало подходящий для обучения и воспитания. Но Тора дает нам важный урок. Когда мы хотим обучать детей, главное - это показать им живой пример. К сожалению, некоторые родители ограничиваются дидактической проповедью, в то время, как сами далеко не всегда живут праведно. По сути, они требуют от детей: "Делай так, как я говорю, а не так, как я делаю". Но дети - существа чистые, они особо чувствуют любое лицемерие, любое несоответствие между словом и делом. Единственный путь дать подрастающему поколению правильное воспитание, это показать, что те ценности, которым мы их обучаем, являются главными для нас самих. Именно это мы делаем во время седера.
В молитве "Шма", которую мы читаем ежедневно, вначале говорится, что надо любить Б-га всем сердцем, и лишь после этого провозглашается необходимость заниматься воспитанием детей. В этом заключен важный урок - только если ты действительно любишь Б-га, ты сумеешь передать эту любовь детям. Пасхальный седер построен так, что мы не просто рассказываем детям некую виртуальную историю из прошлого, но как бы сами переживаем исход из Египта, выход из рабства на свободу. Только когда это переживание проходит через нашу душу, мы вправе ожидать, что оно будет в полной мере воспринято детьми.
Желаю всем вам, чтобы Песах, этот праздник нашего избавления, стал радостью не только для нас, но и для всех еврейских детей в мире, которые соберутся в этот день за столом седера. Мы должны сделать максимум для того, чтобы все наши дети пришли на седер, встретили этот праздник с нами. Только тогда мы сможем быть уверены, что будущее нашего народа обеспечено, что мы выполним те задачи, ради которых Вс-вышний избрал нас. Достижение этой цели и есть главный смысл праздника. Веселого и кашерного Песаха вам всем!
Справка ИА REGNUM: Песах - праздник весны и свободы отмечается каждый год в честь освобождения евреев из Египта. В Израиле этот праздник празднуется семь дней, в странах диаспоры - восемь дней. Первый и седьмой дни (первые два дня и заключительные два дня - в диаспоре) - нерабочие, как суббота; в остальные дни работа разрешается с некоторыми ограничениями.
Празднование Песаха начинается с заходом солнца накануне 15 дня Нисана по еврейскому лунному календарю. В 2006 году начало Песаха приходится на вечер 12 апреля.
Главным событием празднования является пасхальный седер - трапеза, во время которой читаются хвалебные псалмы и пасхальное повествование (Агада) об Исходе из Египта и последовавших за этим событиях. В связи с запретом на употребление в дни Песаха в пищу "квасного" (хамец), на стол подается маца - особые пресные хлебцы из пшеничной муки, напоминающие празднующим о той пище, которой евреи питались в Египте и во время исхода из Египта.