Бывший журналист Ташкентского бюро Радио Свобода Рахматжон Кулдашев намерен подать на радиостанцию иск в Европейский суд и востребовать $500 тысяч. Об этом Рахматжон Кулдашев заявил сегодня, 11 апреля, на организованной им пресс-конференции для корреспондентов зарубежных СМИ в Ташкенте. "Как известно, 9 февраля с.г. я провел пресс-конференцию для корреспондентов иностранных СМИ в Узбекистане. В ходе конференции раскрыл нарушения трудового законодательства администрацией радиостанции. Кроме того, я тогда потребовал от руководства РСЕ/РС $20 тысяч в качестве компенсации морального и материального ущерба. Мое заявление было опубликовано на интернет сайтах "Фергана.Ру", "Арена" ("Freeuz.org"), РИА "Новости" ("Rian.ru") и др. Несмотря на это, до настоящего времени со стороны руководства радиостанции не было никакого ответа", - сообщил Кулдашев.

По его словам, с 1996 по 2005 годы он работал в качестве корреспондента РСЕ/РС, в Узбекистане. С 2000 года был аккредитован при МИД Узбекистана. В 2003-2005 годах руководил Ташкентским бюро РСЕ/РС.

"В ходе своей деятельности кроме журналистских и организационно-руководящих дел, занимался редактированием и правкой радиопередач, подготовленных более 15 журналистами радиостанции по Узбекистану. В этой связи, последние годы моей деятельности прошли в "наушниках", что серьезно повредило мой слух. Кроме того, основная часть моей службы в РС прошла в опасении, в психологических стрессах, так как в условиях Узбекистана трудно отвечать требованиям радиостанции", - сказал он.

"В результате тяжелой слуховой нагрузки, а также постоянных психологических стрессов я сильно заболел, страдал от постоянных головных болей и ушного шума. Тяжело было терпеть боли, иногда терял сознание, страдал бессонницей, в ночное время дня бродил по улицам", - сообщил Рахматжон Кулдашев. Кулдашев проинформировал журналистов, что "в апреле 2005 года Наджимова (руководитель узбекской службы), обещавшая руководству радиостанции в Праге показать меня докторам, прилетела в Ташкент. Ее первое предложение звучало: "Вы знаете, Рахматжон, радио не в состоянии помочь вам лечиться, поэтому увольняйтесь", в то время как, я не просил оказания помощи у администрации радиостанции".

"Обратите внимание, один из руководителей радиостанции, пропагандирующего во всем мире верховность закона, уважения к правам человека, предлагает увольняться больному сотруднику, не успевшему даже вылечиться", - подчеркнул Кулдашев. Кулдашев проинформировал, что дважды проходил полное обследование в клинике, ему была сделана операция. "Несмотря на все мои усилия, моя болезнь все больше ухудшалась", - сказал он.

"В те дни из Праги мне позвонила продюсер узбекской службы РСЕ/РС Замира Эшанова, которая сообщила, что по словам "врача радиостанции" с такой болезнью я дальше не способен работать в радио. В то время я не был в состоянии отреагировать на их действия", - отметил Кулдашев. По его словам, в то время он готовился к очередной операции в Москве.

"20 августа 2005 года я поехал в Москву. Однако из-за серьезности моей болезни 4-я городская больница Москвы отказала оперировать меня и я обратился научно-исследовательскому институту нейрохирургии им. Бурденко, где в сентябре 2005 года дважды оперировался", - сообщил журналист. "20 октября 2005 года, во время лечения в Москве, директор узбекской службы РСЕ/РС Джахфарова отправила мне официальный документ, согласно которому меня освободили от должности директора Ташкентского бюро радиостанции и перевели на стрингерство. К моему удивлению, в документе было указано, что меня сняли с должности по собственному желанию. В это время я был не в состоянии обращать на это внимание. Позже я выяснил, что в целях неуплаты двухмесячной заработной платы, радио перевело меня на стрингерство", - отметил он.

Далее журналист сообщил, что в декабре 2005 года его сняли с должности стрингера. "В это же время Ташкентское бюро РСЕ/РС был официально закрыто. Всем сотрудникам бюро была выдана компенсация. Однако мне и в этом отказали", - подчеркнул Кулдашев.

"Специалисты высшего уровня научно-исследовательского института нейрохирургии им. Бурденко г. Москвы поставили мне диагноз "невринома тимпоналной части лицевого нерва". Как они сообщили, это является профессиональной болезнью, появившейся в результате долгих стрессов и ушной нагрузки. Руководство РСЕ/РС даже не поинтересовались моей болезнью, тогда как любое СМИ оказывает всестороннюю помощь и отправляет на пенсию сотрудников, получивших увечье в ходе исполнения профессиональных обязанностей. В настоящее время я инвалид и не работоспособен. Страдаю постоянной головной болью. Кроме того, слуховая способность ухудшается. Моя жена безработная, имею двух несовершенно летних детей (одному 8, другому 6 лет) и не в состоянии дальше их кормить. Около 10 лет я честно работал на Миссию РСЕ/РС и в течение этой времени не разу не получил трудовой отпуск. Работал по 12-14 часов в день. Удивительно то, что до 2001 года радиостанция, оформляя меня в как стрингера, пользовался в качестве корреспондента (т.е. я с 2000 г. официально аккредитован при МИД). Это грубое нарушение трудового законодательства. Период стрингерства не входит в срок трудового стажа, что в настоящее время вызывает определенных проблем в выходе на пенсию. Исходя из вышеизложенного, хочу заявить, что моя болезнь вызвана долговременным стрессом, и в настоящее время я нетрудоспособен. Во время моей болезни, руководство РСЕ/РС меня незаконно освободили от должности, не компенсируя морального и материального ущерба. Учитывая данное обстоятельство, я вашем присутствии подаю заявление на рассмотрение моего дело в Европейском суде и на возмещение мне в качестве компенсации материального и морального ущерба от РСЕ/РС $500 тысяч", - заявил Рахматжон Кулдашев.

"Все мои надежды связаны с Европейским судом и если и этот суд откажется от рассмотрения моего дела, то я потеряю доверие к образцовым демократическим странам Европы", - заявил Кулдашев.