В последние полтора месяца на грузинском рынке нефтепродуктов наблюдаются случаи открытой торговли неучтенным дизельным топливом, - заявил в интервью ИА REGNUM глава Союза производителей, импортеров и потребителей нефтепродуктов Грузии Вано Мтвралашвили. По его словам, речь идет, в первую очередь, о продаже дизельного топлива на ряде автозаправочных станций по нереально заниженным ценам, что было выявлено по итогам регулярно проводимого Союзом мониторинга цен на бензин и дизельное топливо.

Как пояснил Вано Мтвралашвили, стоимость дизельного топлива в местной розничной сети, все 100% которого импортируется из-за рубежа, поскольку в Грузии оно сейчас не производится, исходя из сегодняшних мировых цен, должна составлять не менее 1,30-1,32 лари ($0,71-$0,72) за 1 литр. Так, по данным биржи Генуи (на которую, в частности, ориентируется Грузия), на 1 марта 2006 года стоимость 1 тонны дизельного топлива составляла $537,38. Соответственно, стоимость приобретенного по этой цене, довезенного до границы и проведенного через таможенные процедуры дизельного топлива должна была составить примерно $0,65 или 1,19 лари за 1 литр. К этому нужно добавить наценку оптовой базы - это 4-5 тетри на литр, расходы на транспортировку к месту реализации, розничную наценку - опять же 4-5 тетри и расходы АЗС, являющиеся одной из компонент реализационной стоимости, что и дает в итоге вышеуказанную розничную цену 1 литра легально ввезенного дизеля - 1,30 -1,32 лари. И это если не учитывать тот факт, что за период с 1 марта 2006 года до сегодняшнего дня цена 1 тонны дизеля на бирже Генуи повысилась на $45 - до $581,5, отметил он.

Между тем, по результатам мониторинга, проведенного 4 апреля, из 21 АЗС по направлению Кода-Марнеули-Болниси-Казрети (Восточная Грузия) на 6 АЗС цена 1 литра дизеля составляла 1,2 лари ($0,66), на 1 АЗС - 1,18 лари ($0,65), а еще на 5 АЗС стоимость дизеля не указывалась, хотя в продаже он был, и фактическая его цена находилась в пределах 1,2 лари за 1 литр, - сообщил Вано Мтвралашвили. Аналогичная ситуация, по его словам, наблюдалась в направлении Самцхе-Джавахети, на части столичных автозаправочных станций. А в регионе Имерети (Западная Грузия) были зафиксированы АЗС, где продавалось дизельное топливо типа L-40, которого, по идее, вообще не должно быть в Грузии, поскольку поставлявшие его на рынок местные нефтеперерабатывающие предприятия уже более года остановлены.

По мнению Вано Мтвралашвили, сложившаяся ситуация обусловлена тремя основными причинами. Это сравнительно более высокая стоимость легального дизельного топлива в Грузии (ориентирующейся на мировые цены) в сравнении с Азербайджаном (где цена 1 литра дизеля составляет 0,7 лари), откуда оно ввозится турецкими и иранскими грузовыми трайлерами посредством нестандартных топливных баков. Кроме того, это незаконная сдача дизельного топлива на АЗС с транспортных средств и техники, используемых компанией BP на строительстве нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан - ввезенное для указанных работ топливо не облагается таможенными платежами. И, наконец, это регулярные кражи нефти с нефтепровода Баку-Супса, которая затем перерабатывается на месте кустарными методами.

Как сообщил Вано Мтвралашвили, Союз передал информацию о создавшейся на рынке ситуации в соответствующие подструктуры министерства финансов Грузии, в частности, в Инспекцию плательщиков акциза. Параллельно Союзом ведется примерная оценка доли неучтенного дизеля в совокупном объеме дизеля на рынке. Что касается бензина, то, как сообщил Вано Мтвралашвили, уровень его легализации продолжает оставаться примерно таким же, как в 2005 году. Он отметил, что в 2005 году на грузинском рынке наблюдалось существенное сокращение доли неучтенного топлива.

По информации Союза производителей, импортеров и потребителей нефтепродуктов Грузии со ссылкой на данные таможенного департамента, по итогам 2005 года объем официального импорта бензина в сравнении с предыдущим годом возрос на 16 тыс 385 тонн (на 5%) - до 338 тыс 344 тонн, дизельного топлива - на 76 тыс 745 тонн (на 30%) - до 251 тыс 557 тонн при примерно том же уровне потребления. В стране, согласно расчетам Союза, фактически потребляется, в среднем, около 35 тыс тонн бензина ежемесячно, то есть около 420 тыс тонн в год, и около 25 тыс тонн дизельного топлива ежемесячно, то есть 300 тыс тонн в год. Исходя из уровня дисбаланса между объемами официально импортированного и фактически потребленного в стране топлива Союзом был вычислен уровень неучтенного топлива на грузинском рынке, который по итогам 2005 года в случае бензина сократился до 20% (82 тыс тонн), дизеля - до 15% (49 тыс тонн).

В Союзе отметили, что по итогам 2005 года только по линии таможенных платежей на импортированное топливо в госбюджет страны было мобилизовано 227 млн 049 тыс 199 лари (около $124,1 млн) или на 49,3% больше чем в 2004 году. Из общего объема на долю бензина приходится 160 млн 125 тыс 300 лари, что составило 127,1% от показателя годичной давности, дизеля - 66 млн 923 тыс 800 лари, что составило 255,9% от показателя годичной давности.