О состоянии безопасности в столичном метрополитене, а также о перспективах развития скоростного транспорта в Москве сообщил начальник ГУП "Московский метрополитен" Дмитрий Гаев в рамках своей пресс-конференции 6 апреля, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Дмитрия Гаева, работа по обеспечению безопасность в метро ведется комплексно и включает в себя несколько направлений. По мере возникновения новых угроз, разрабатываются специальные программы, с учетом новых факторов. Финансирование работ, проводимых в метрополитене, ведется как из средств самого метрополитена, так и из целевых фондов городского и федерального бюджетов. "Многие авторитетные эксперты считают - это не только мое личное мнение - что московский метрополитен по степени обеспечения безопасности является одним из лучших в мире", - подчеркнул Гаев.

Ежедневно столичная подземка перевозит до 9 млн пассажиров. Большой процент станций метро - глубокого заложения; в связи с этим в столичном метро около 500 эскалаторов. Срок службы некоторых из них - более 50 лет; в связи с тем, что ресурс выработан, требуется ремонт, но так как полностью закрыть станцию крайне сложно (Семеновская - один из немногих тому примеров), то ремонт приходится проводить с частичным ограничением движения. Это также создает немало неудобств, но, подчеркнул Дмитрий Гаев, этот дискомфорт в будущем будет компенсирован улучшившимися характеристиками безопасности и качества перевозок. В настоящее время программа ремонта эскалаторов реализуется; за 10 лет планируется избавиться от всех эскалаторов, выработавших свой срок службы.

Что касается подвижного состава, то парк столичного метро насчитывает около 4,5 тыс вагонов, при этом среди них в настоящее время нет ни одного, работающего сверх положенного срока. При этом парк новых вагонов будет расширяться, подчеркнул Гаев: впервые за 5 лет подписан двухгодичный контракт на поставки с заводами, производящими вагоны; в 2007 году планируется подписать аналогичный контракт на 3 года.

В середине 2007 года планируется заменить все старые вагоны на Сокольнической линии. В 2006 году завершится переоснащение Филевской линии - все вагоны там будут заменены на новые, типа "Русич". С учетом строительства нового участки метро в Строгино, постепенно заменят парк вагонов на Арбатско-Покровской линии - там также будут использованы "Русичи", но, в отличие от Филевской линии, не 4-х, а 5-вагонные. Продолжится обновление составов на Люблинской линии, а также на Таганско-Краснопресненской. В целом. В ближайшие годы предстоит заменить примерно 120-150 вагонов.

Такой аспект системы безопасности как пожарная безопасность, контролируется очень жестко, начиная с 1987 года, когда произошел пожар на станции "Павелецкая". По словам Дмитрия Гаева, с тех пор модернизирован весь парк вагонов: теперь они оснащены сигнализацией, в них использованы максимально негорючие материалы. К 1994 году была полностью завершена установка системы автоматического пожаротушения "Игла". Благодаря этому даже во время таких трагических происшествий как теракты, происходившие за последние годы, возгораний удалось избежать.

С точки зрения криминальной безопасности московский метрополитен также принимает меры по улучшению ситуации. В последнее время в два раза увеличено количество сотрудников милиции на метрополитене; за ним закреплены два полка сотрудников внутренних дел. "Это серьезная сила, противодействующая криминалу в метрополитене, - подчеркнул Гаев. По его словам, ведется модернизация технических средств - в частности, системы тревожных кнопок, по совместительству справочной службы метрополитена. В 2006 году ее установка на всех станциях будет завершена. По словам Дмитрия Гаева, в 2005 году по этой системе связи диспетчерам поступило около 60 тыс вызовов, около 10 тыс из которых заслуживали внимания. "Но если хоть один из них помог обеспечить безопасность пассажиров, это говорит о том, что эту систему стоило установить, - считает Дмитрий Гаев. Что касается сведений о возможной установке металлоискателей в метро, это, по мнению начальника московского метрополитена, технической возможности для этого пока нет, так как это полностью остановило бы пассажиропоток, который и так с каждым годом становится все более плотным. "Перед нами стоит задача найти другие средства безопасности, не мешающие движению пассажиров, - пояснил Гаев. - Пока ни в одном метрополитене мира металлоискателей нет, включая и те, которые также подвергались террористическим атакам".

Проблема перегруженности метро стоит перед Москвой в течение нескольких лет, и только обостряется. Есть ли решение, которое могло бы преодолеть пробки, особенно в центре, на станциях пересадок? По словам Дмитрия Гаева, для того, чтобы разгрузить центр, было принято решение построить третий пересадочный контур метро (после пересадочных станций в центре и кольцевой линии), который расположится на расстоянии одного-двух перегонов от кольцевой линии. Сейчас разрабатываются технические и архитектурные решения; возможно, уже в 2007 году начнется первый этап строительства.

В рамках пресс-конференции был поднят и актуальный вопрос: как избежать в дальнейшем ситуации, когда в тоннель метро забивают сваи рекламного щита? По словам начальника столичного метрополитена, "меры по недопущению подобных ситуаций просты: каждый должен выполнять свои обязанности согласно инструкциям". В данном случае, несомненно, был нарушен запрет на проведение строительных работ в зоне московского метрополитена, что и привело к подобной ситуации. По словам Дмитрия Гаева, после аварии участок тоннеля был обследован специалистами, которые дали свои рекомендации относительно его восстановления; несмотря на то, что необходимый ремонт уже проведен и безопасности пассажиров ничто не угрожает, тоннель все же будет укреплен дополнительно. В целом, ущерб, нанесенный метрополитену составил 4 млн рублей, а убытки оцениваются в сумму примерно 70 млн., так как два поврежденных вагона пришлось списать.

Что касается перспектив повышения стоимости проезда, то, по словам Гаева, "метрополитен цены не повышает, а приводит в соответствие с затратами на перевозки". Пока невозможно сказать, будет ли повышен тариф на разовую поездку в 2007 году, но зато, по прогнозам начальника столичной подземки, будут введены новые тарифные планы. В целом же, пока в 2006 году динамика развития экономики метрополитена соответствует планам Министерства экономического развития в целом по стране, констатировал Гаев.