Конституционный суд РФ (КС) сегодня, 6 апреля, огласил постановление по делу о проверке конституционности отдельных положений федерального конституционного закона (ФКЗ) "О военных суда РФ", федеральных законов (ФЗ) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ", "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ" в связи с запросом президента Чечни, жалобы гражданки Тубуровой и запросу Северо-Кавказского окружного суда в связи с так называемым "делом Ульмана".

Президент Чечни Рамзан Кадыров в своем запросе в КС оспаривает конституционность ч. 2 ст. 1, п. 2. ч 1. ст. 7, ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 14, п. 2 ч. 1 ст. 15, ст. 28 ФКЗ от 23.06.99 г "О военных судах РФ", ч. 4 ст. 4 ФЗ от 20.08.04 "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ", п. 5 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 18.12. 01 "О введении в действие УПК РФ", п. 2 ч. 2 ст. 30, чч. 3 и 6 ст. 31, ст. 32 УПК РФ.

По утверждению заявителя, эти законоположения, примеренные в конкретных делах Северо-Кавказским военным окружным судом (СКВОС) в той части, в которой ими до 1 января 2007 г. ограничивается возможность формирования высшим исполнительным органом государственной власти Чечни списков кандидатов в присяжные заседатели для действующего на ее территории СКВОС и допускается рассмотрение уголовных дел в отношении военнослужащих, которых обвиняют в преступлениях, совершенных на территории Чечни, судом с участием коллегии присяжных заседателей, сформированной на основе списков кандидатов, в которых не представлены граждане, постоянно проживающие на территории Чечни, нарушает право на судебную защиту, на участие в отправлении правосудия и на равный доступ к правосудию, а также равенство в реализации конституционного права на судебную защиту. Таким образом, граждане не являющиеся военнослужащими, если они обвиняются в преступлениях на территории Чечни, не имеют права на рассмотрение их дел судом с участием коллегии присяжных.

Напомним, что изначально "дело Ульмана" было подсудно двум судам - СКВОС, где не было коллегии присяжных заседателей, и суду общей юрисдикции Чечни, где коллегия присяжных заседателей будет сформирована только 1 января 2007 г. Однако, как сообщает корреспондент ИА REGNUM, КС РФ постановил признать п. 5 ч 1 ст. 8 ФЗ "О введение в действие УПК РФ", согласно которому п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ, предписывающий рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, вводится в действие в Чечне с 1 января 2007 г. в системе действующего нормативного регулирования, не противоречит Конституции.

Взаимосвязанные положения ст. 32 УПК РФ ч. 4 ст. 4 ФЗ от 20. 08 04 "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ" и п. 5 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 18.12.01 "О введении в действие УПК РФ" в той части, где ими регулируется вопрос о возможности рассмотрения окружным военным судом с участием присяжных заседателей уголовных дел об особо тяжких преступлениях против жизни, совершенных на территории, на которую распространяется юрисдикция этого суда, не противоречащими конституции, поскольку данное положение предполагает, что для рассмотрения окружным военным судом уголовного дела об особо тяжких преступлениях против жизни коллегия присяжных формируется из граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ, где было совершено преступление, на основе общего и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели.

При невозможности сформировать коллегию присяжных заседателей на такой основе (как например с "делом Ульмана") соответствующие уголовные дела подлежат рассмотрению окружным военным судом без участия присяжных заседателей при том, что назначение смертной казни не допускается. Таким образом, пока в Чечне не будет сформирован суд присяжных (до 1 января 2007 г.), военные преступления на территории республики должны рассматриваться военным судом Северо-Кавказского военного округа из 3 профессиональных судей.

Напомним, что ранее присяжных по "делу Ульмана" набрали из жителей соседней области. Отныне это невозможно, так как коллегия присяжных должна формироваться из жителей того субъекта РФ, где было совершено преступление. Напомним, что по "делу Ульмана" был неоднократно вынесен оправдательный приговор, однако Верховный суд РФ направлял дело на новые рассмотрения. Как сказал после судебного заседания представитель Чечни, он доволен этим решением суда, так как "теперь будет меньше шансов оправдывать военным за тяжкие преступления, совершенные на территории Чечни, прикрываясь принципом "на войне как на войне". Представитель Совета Федерации в КС РФ Юрий Шарандин также выразил удовлетворение этим решение КС. Фактически все стороны, все участники процесса высказали удовлетворение данным решением. Напомним также, что до введения института присяжных во всех субъектах РФ принятие решение о смертной казни в России по-прежнему невозможно.