Внесение поправок в законы РФ об организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов и об общих принципах организации местного самоуправления крайне негативно скажется на развитии государства. Как сказал корреспонденту ИА REGNUM заместитель директора Института устойчивого развития поселений, президент Фонда развития Нижнего Новгорода Сергей Абышев, тотальное ограничение полномочий мэров губернаторами "в стратегическом плане может привести к распаду страны".

По словам Абышева, губернаторы в настоящее время "не довели до конца то, что им было предложено со стороны федерального центра: они не разграничили право на землю, не разобрались с системой ЖКХ". Таким образом, с госполномочиями, переданными на уровень субъектов РФ, главы регионов в большинстве не справились. "Пусть начала с областью разберутся, чем покушаются на город", - отметил собеседник агентства.

На сегодня же органы местного самоуправления (МСУ) - это последний институт, который находится между системой госвласти и населением. Города "худо-бедно управляются", и развитие страны будет заторможено, если если органы госвласти начнут вмешиваться в систему управления городом: "контролировать, как офисы поставлены, как дворники работают и как мусор вывозится". При этом недостатки системы взаимоотношений между губернаторами и мэрами могут быть устранены при грамотной работе юристов органов власти субъекта РФ, однако такой работы практически не проводится. "Мы, Институт устойчивого развития поселений, готовы в течение нескольких дней разработать схему взаимодействия органов госвласти и органов МСУ. Уже сейчас проводим такую работу в ряде регионов, которая поможет губернаторам взять власть в свои руки", - отметил Абышев.

Он пояснил, что я субъектах РФ, в том числе, в Нижегородской области, губернаторам "не нравится, что мэры не берут под козырек". Однако даже в этом случае, по его мнению, госвласть "не должна отвечать за помойку". Например, Нижний Новгород в настоящее время очищен от мусора не лучшим образом, однако "пока СМИ и население не изменят свою позицию по отношение к этой грязи, бесполезно пытаться что-то менять на уровне правительства области". Госвласть же, по мнению Абышева, "должна заниматься чем-нибудь другим. Например, теми же студентами, чтобы у нас не произошло того, что во Франции".

Что же касается внесения изменений в закон о местном самоуправлении, то еще до вступления его в силу, по словам Абышева, в него были внесены 54 поправки. В частности, одна из них лишила органы МСУ полномочий по экологическому контролю. "Сейчас никто не контролирует ситуацию с выбросами: это можно было, например, в сельской местности, выявить только визуально, и видеть такие нарушения могло только местное самоуправление", - подчеркнул он.

Абышев затруднился прогнозировать перспективы прохождения данных поправок: "сейчас идет серьезная дискуссия между противниками и сторонниками инициативы". К негативным последствиям возможного принятия поправок можно отнести перспективу "навсегда разорвать отношения с Западом", где соблюдается разграничение полномочий, а также установление "государственного монополитического капитализма, который не будет учитывать интересы населения", подытожил Сергей Абышев.

Как сообщает 4 апреля "КоммерсантЪ", совет Госдумы рассматривает разработанные единороссами поправки в два федеральных закона, позволяющие губернаторам лишать неугодных мэров большинства полномочий и фактически брать на себя управление региональными столицами.

Проект поправок в федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", подписанный членами фракции "Единая Россия" Владимиром Мокрым, Владимиром Жидких и Алексеем Огоньковым, был внесен в Госдуму 31 марта. Уже на текущей неделе документ должен быть разослан в субъекты РФ для ознакомления.