Решение России закрыть свой рынок для грузинских вин не имеет под собой оснований и имеет "политический оттенок". Об этом заявил глава МИД Грузии Гела Бежуашвили на специальном совещании у президента Грузии, в котором приняли участие премьер-министр страны, министры экономического блока и уполномоченные президента в наиболее винодельческих регионах Кахети и Рача. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, глава грузинского внешнеполитического ведомства выразил надежду, что "скоро грузинское вино возвратится на российский рынок". Он не исключил в ближайшее время переговоров на высоком уровне по данному вопросу.

"В настоящее время грузинская сторона уже ведет переговоры на эту тему с российской стороной, как в двустороннем, так и в многостороннем формате, поскольку за последнее время проблема грузинского вина стала одной из приоритетных", - отметил Бежуашвили, который также проинформировал, что имел беседы со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, представителями Евросоюза и других международных организаций, которых так или иначе касаются вопросы торговли.

По завершению совещания у президента его уполномоченный в регионе Кахети Петрэ Цискаришвили заявил журналистам, что "может, это и к лучшему, что создалась такая проблема, поскольку грузинские виноделы постараются найди другие рынки сбыта". Губернатор сообщил, что около 80% производившихся в Кахети вин шли на российский рынок и после его закрытия для грузинской продукции "несколько миллионов бутылок вина задержано, в связи с чем создалась форсмажорная ситуация". При этом Цискаришвили отметил, что в связи с создавшимся положением правительство Грузии примет конкретное решение для диверсификации рынков сбыта грузинских вин. Он считает, что в плане выхода на новые рынки сбыта грузинские виноделы могут, в первую очередь, рассчитывать на прибалтийские и азиатские страны, а "что касается, например, Италии и Франции, то в ближайшие год-два этого можно не планировать". Кахетинский губернатор считает, что винодельческая отрасль Грузии имеет большие перспективы развития - в качестве примера он назвал Австралию, где "еще 10-15 лет назад вообще не было такой отрасли, как виноделие, а сейчас Австралия продает больше вина, чем Грузия".

Между тем, министр сельского хозяйства и продовольствия Грузии Михаил Свимонишвили после совещания у президента заявил журналистам, что снятое с прилавков в России грузинское вино со временем будет только расти в цене. "Сегодня речь об ущербе не идет, поскольку когда вино стареет, цена его только возрастает", - отметил министр, который уверен, что проблема вскоре будет решена, и грузинская сторона выйдет из нее победителем. Как сообщил Свимонишвили, только за минувшую зиму на российском рынке было продано 11 миллионов 200 тысяч бутылок грузинского вина, и "для Грузии задача номер один - вернуться на российский рынок". Как сказал министр, частные винные компании могут самостоятельно обеспечить себе рекламу, а правительство Грузии поможет им "административными ресурсами".

О том, что ущерб от российского запрета на поставки грузинских вин понесли только частные компании, журналистам после совещания у президента сообщил министр финансов Грузии Алекси Алексишвили, который отметил, что "ущерба государству не было нанесено ввиду того, что в Грузии за экспорт вин в другие страны не платят акциза и НДС". Глава минфина также сообщил, что правительство Грузии обсуждает возможность возвращения грузинских вин из России - в частности, облегчение условий возврата в Грузию вывезенной для реализации в России винной продукции.

Государственный министр Грузии по вопросам координации реформ Каха Бендукидзе в беседе с журналистами отметил, что в результате решения российской стороны закрыть свой рынок для грузинских вин серьезная проблема создалась потому, что грузинские виноделы не пытались искать другие рынки сбыта своей продукции. "В создании этой проблемы государственная политика ни при чем, - заявил госминистр. - Главная проблема в том, что грузинские предприниматели не пытались выходить на другие рынки - они были ориентированы только на российский рынок и не старались диверсифицировать сбыт своей продукции. Наши виноделы еще при Советском Союзе привыкли продавать свое вино в Россию, и туда они его и продавали до последнего времени".

"Сейчас, как и во время газовой проблемы минувшей зимой, российские чиновники оставляют без ответа вопросы грузинской стороны", - отметил Бендукидзе, по мнению которого, "своими действиями Россия намекнула на политику - напомнила, что у нее есть рычаги давления". При этом госминистр напомнил, что за последние годы Россия создавала проблемы в поставках и реализации голландским тюльпанам, американским куриным окорочкам, норвержской рыбы, швейцарским часам и украинскому молоку. "У России вошло в привычку отрицать все хорошее, и это уже работает как реклама, - подчеркнул Каха Бендукидзе. - Отказ России от грузинских вин показывает, что наше вино действительно хорошее".