В столице Нагорного Карабаха - г. Степанакерте находятся сопредседатели Рабочей группы Дартмутской конференции по региональным конфликтам - американский и российский дипломаты Гарольд Сондерс и Виталий Наумкин. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM в Степанакерте, 31 марта в здании министерства иностранных дел НКР состоялось обсуждение разработанного в рамках Дартмутской конференции "Проекта Рамочного соглашения о мирном процессе в регионе Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха" с участием представителей неправительственного сектора республики, руководителей партий, экспертов, представителей внешнеполитического ведомства республики и журналистов.

Открывая круглый стол, участник Дартмутской конференции и депутат парламента НКР Максим Мирзоян отметил, что задачей конференции является нахождение точек соприкосновения, алгоритмов восстановления доверия между обществами Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха, которые помогут "развязать туго завязанный узел проблемы". Затем слово было предоставлено сопредседателям Рабочей группы Дартмутской конференции.

Гарольд Сондерс, в частности, отметил, что с самого начала участники Дартмутского процесса поняли, что без участия представителей Нагорного Карабаха урегулирование конфликта невозможно. "В самом тяжелом конфликте можно найти решение, выслушав друг друга. Продолжение тупика, который существует много лет, не служит интересам сторон. Необходимо навести мост между позициями сторон. Документ содержит в себе серию шагов, направленных на построение мира. Это - не замена официальных переговоров, а дополнение к ним", - сказал американский дипломат, отметив, что Дартмутская конференция поддерживает прекрасные отношения с сопредседателями Минской группы ОБСЕ.

При этом он подчеркнул, что мирный процесс предполагает официальные договора, но определяющая роль в конечном итоге принадлежит народу. "Мы имеем серию соглашений, взаимосвязанных между собой и с конечной целью. В процессе диалога мы пришли к тому, что решение по вопросу статуса Нагорного Карабаха будет вытекать из уровня взаимоотношений людей в обществах. Исходя из этого мы пришли к идее промежуточного статуса Нагорного Карабаха", - сказал Сондерс, подчеркнув, что руководители всех сторон конфликта должны выразить готовность создать соответствующую атмосферу для мирного процесса.

В свою очередь российский дипломат Виталий Наумкин отметил, что формат Дартмутской конференции уникален в том плане, что "сегодня существует не так много совместных американо-российский проектов, так как имеются определенные проблемы в подходах к региональным конфликтам". "Уже сам факт нашего констуктивного взаимодействия в течение многих лет, должен вызвать доверие к данному формату. Я считаю, что безусловным достижением Дартмутского процесса является то, что несмотря на трудности Нагорный Карабах признан как сторона. Это справедливо, это неотъемлемая черта нашего документа и нашего подхода. Конечно, такой подход потребовал определенных усилий и смелости участников всех сторон", - сказал Наумкин.

По словам российского дипломата, задачей Дартмутского процесса является "объединение тех людей, которые будут переговариваться". "Мы хотим помочь людям разговаривать, решать вопросы мира, а не войны, и договариваться. В этом суть мирного процесса, процесса строительства мира через новые отношения между людьми, гражданами. Мы предлагаем мостик, который позволяет застолбить дорогу", - отметил он. По словам дипломата, промежуточный статус, который предлагается в документе, автоматически признает Нагорный Карабах как самостоятельную сторону. "Это - определенная легитимизация Нагорного Карабаха как стороны, ей предоставляется определенный юридический статус. Это - еще не государство с признанным статусом, но - сторона, которая ведет переговоры, подписывает соглашения и выполняет их. Это сторона, имеющая определенные ответственность, обязанности и права. Вступая в процесс строительства мира, каждая из сторон должна быть готова дать что-то другой", - сказал Виталий Наумкин.

Российский дипломат считает нереальным признание независимого статуса Нагорного Карабаха на данный момент, так как, по его словам, в регионе перекрещиваются многие интересы влиятельных государств и факторы, мешающие этому.

Карабахскими участниками дискуссии было отмечено, что в рамочном соглашении недостаточно учитывается менталитет двух народов и характер самого конфликта, который "после резни армян в Сумгаите принял этнополитический характер". Многие отметили аморфность, абстрактность самого понятия "промежуточный статус". "Почему не принимается за основу де-факто существующий статус независмости?" - на этот вопрос одного из участников дискуссии Виталий Наумкин ответил: "Мы не предлагаем Нагорному Карабаху отказаться от чего-либо, мы предлагаем лишь открыть процесс, по ходу которого будут решаться отдельные вопросы. Идея промежуточного статуса не предполагает отказа от чего-либо. У вас де-факто есть независимость, с вами охотно сотрудничают, в том числе моя страна. Мы лишь предлагаем вступить в мирный процесс, начать строительство основ мира. Мы рассматриваем промежуточный статус как процесс вступления в переговоры. В своих документах мы создаем трехсторонний фомат, где Нагорный Карабах участвует в качестве полноправной стороны. Баку вступает с вами в переговоры, соглашается с тем, что вы подписываете документы. Ведь урегулирование конфликта - это не просто перетягивание каната. Оно предполагает переговорный процесс", - отметил он.

Большинство участников дискуссии сошлось во мнении, что диалог необходим, "так как застой, приводит к краху". При этом отмечалось, что главным на данный момент является сохранение мира. Было выражено мнение о том, что до решения политических вопросов определенные шаги могут привести к дисбалансу. Говорилось также о том, что идея возвращения беженцев на сегодня несостоятельна, так как ни одна из сторон не готова принимать их. Отмечалось, что жесткая антиармянская позиция властей Азербайджана мешает налаживанию отношений между сторонами конфликта. Сопредседатели Дартмутской конференции встретились также с Секретарем Совета безопасности НКР Кареном Бабуряном, председателем Национального Собрания НКР Ашотом Гуляном, министром иностранных дел НКР Георгием Петросяном.