Выступление Станислава Лакоба на международной конференции "Модели стабильности в Черноморско-Кавказском регионе"
Абхазия, 28 марта, 2006, 16:00 — ИА Регнум. Как уже сообщало ИА REGNUM, 23-24 марта в Сочи прошла международная конференция "Модели стабильности в Черноморско-Кавказском регионе". Конференция была организована
ИА REGNUM продолжает публиковать доклады участников конференции. Ниже мы приводим полный текст доклада Секретаря Совета безопасности Республики Абхазия Станислава Лакоба:
Роль внешнего фактора и грузинского ресурса в урегулировании конфликтов с самоопределившимися государствами
1. Россия как бывший монополист и "новая" Грузия
В урегулировании конфликтов Грузии с самоопределившимися Абхазией и Южной Осетией доминирующую и определяющую роль играет внешний фактор. А если говорить еще более конкретно, то противостояние России и США, их соперничество, а иногда и сотрудничество на этом Кавказском направлении. В условиях распада СССР и нового передела мира за Россией в 1991-1994 гг. признавалось монопольное право на постсоветское пространство, за исключением стран Балтии. С сентября 1994 г., после подписания "проекта века" между Азербайджаном и западными нефтяными компаниями, США и некоторые европейские государства заявили о своих стратегических и энергетических интересах в Закавказье. К 1994 году все конфликты здесь были "заморожены". С этого времени Россия перестает быть монополистом на южнокавказском пространстве. Фактор нефти, трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и транспортировка каспийского углеводородного сырья на Запад в обход России, в сочетании с проектом транзитного коридора Европа-Кавказ-Азия (TRACECA) - все это усилило тайное и явное региональное соперничество между Россией и Западом (США - ЕС), что не могло не отразиться на политических режимах стран Закавказья и, в первую очередь, на Грузии. Неслучайно некоторые аналитики считают, что под предлогом заинтересованности в углеводородном сырье Запад внедряется в стратегически важный регион. Так, 12 июня 2004 г. ЕС принял решение расширить политику европейского "добрососедства" на Грузию, Азербайджан и Армению. С 2003 г. здесь действует спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу. В планах расширяющегося соседства и Каспийско-Черноморский регион. В перспективе Черное море видится как "внутреннее европейское озеро", по которому углеводородное сырье будет транспортироваться в Европу, минуя Россию.
Осуществление подобных планов еще сильнее ослабит позиции России не только в Закавказье, что безусловно, не может не сказаться на грузино-абхазском и грузино-югоосетинском конфликтах. Но имеется ли у самой Грузии необходимый ресурс для стабилизации обстановки? Несмотря на беспрецедентную военно-экономическую и финансовую помощь со стороны США и ЕС, Грузии по своему потенциалу будет сложно, например, решить проблему Абхазии немирным путем. В последние месяцы режим
Следует отметить, что в местах компактного проживания азербайджанцев и армян (Самцхе-Джавахети или Джавахк) прокатились невиданные за последние десятилетия волнения. Акты насилия, репрессии и убийства со стороны властей всколыхнули население этих анклавов, которое потребовало предоставление автономии, введение родного языка наряду с грузинским в качестве государственного и равных с грузинами прав. Правда, в публикации "Кто хочет создать Самцхе-Джавахетскую автономию?" политолог
Политика подавления этнических меньшинств, тотальное нарушение прав человека, напоминающее времена З. Гамсахурдиа - не могут не беспокоить власти и общество в Армении и Азербайджане, тем более, что одноименные анклавы Грузии являются как бы продолжением этих стран. Уместным будет напомнить, что численность азербайджанцев составляет 600 тысяч, а армян - 250 тысяч человек. Многие из них не знают грузинского языка.
Не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что по территориям азербайджанского и армянского анклавов, заявивших требования об автономии, проходит нефтепровод БТД.
Несмотря на огромный военный бюджет, безвозмездную помощь западных государств, грузинская армия на сегодняшний день не готова к ведению полномасштабных боевых действий. Она нашпигована вооружением, техникой, вполне может напасть, но она не выиграет войну. Далеко ей и до стандартов НАТО. Военный эксперт
2. Другие внешние игроки.
Помимо России, США и ЕС потенциальными участниками урегулирования конфликтов: Грузия - Абхазия, Грузия - Южная Осетия, могут стать Турция, Иран, а возможно и Китай, который тихо подкрался к энергоресурсам Каспия и тянет нефтепровод из Казахстана. Также тихо и аккуратно китайцы работают в Грузии. Несколько лет назад они построили в Панкисском ущелье ГЭС. А буквально на днях Грузия осудила сепаратизм Тайваня и выступила в роли защитницы территориальной целостности КНР...
Известно, что трубопровод БТД, рассчитанный на перекачку 50 млн тонн нефти в год, без его пополнения казахским сырьем будет убыточным, т.к. у Азербайджана нет такого ресурса для наполнения трубы. Динамично развивающийся Китай уже сегодня готов выбирать всю нефть Казахстана, и если этот проект осуществится, БТД просто рухнет. В таком случае и значение Грузии как транспортного коридора и транзита энергосырья из Азии в Европу несравненно уменьшится.
Турция является союзницей США и ЕС по НАТО, однако у нее есть свой взгляд и свои национальные интересы в кавказском регионе. Турция с большим подозрением относится к политике США в Ираке, особенно в связи с курдским вопросом, преследованием суннитов и др. Кроме того, Вашингтон угрожает военными действиями почти всем соседям Анкары, особенно Тегерану. Вокруг турецкого государства складывается дуга нестабильности. Традиционные противоречия имеются и с Россией, но в Анкаре явно не желают дальнейшего ослабления Москвы, т.к. это может привести к сокращению американской помощи. О сближении позиций России и Турции говорит активное сотрудничество в энергетической сфере, неоднократные встречи президента РФ
Нельзя скидывать со счетов и Иран, тем более, что эта страна - самый древний военно-политический игрок в Кавказском регионе. Если говорить об Абхазии, то в середине VI в., в период ирано-византийских войн, она стала "яблоком раздора" двух сверхдержав того времени. Именно тогда полководец Мермерой с боевыми слонами прошелся по Кодорскому ущелью...
Интересно отметить, что 22 сентября 2005 г. в Нью-Йорке в штаб-квартире
В этой связи следует напомнить одну лингвистическую особенность: осетины (северные и южные) являются ираноязычным народом Кавказа. При определенном повороте событий, это, казалось бы, не вполне существенное обстоятельство может выстрелить. Особенно если помнить мрачную историю прежних нашествий на Грузию, толкнувших ее в объятия России.
Неустойчивое положение Грузии связано, помимо всего прочего, с тем, что страна не обладает энергетической независимостью. Это обстоятельство вынуждает ее метаться между Россией и Ираном. Январский энергетический кризис привел к тому, что Тбилиси обратился за помощью к Тегерану, заключив краткосрочный контракт на поставку 30 миллионов кубометров газа по цене в 234 доллара за тысячу кубометров, в то время как Россия продает газ Грузии по цене в 110 долларов. Антироссийская политика Тбилиси, претендующего на союзнические отношения с США, толкнула его в другую крайность - к Ирану. Сложилась парадоксальная ситуация: США на 2006 г. выделили Грузии в качестве финансовой помощи $80 млн, а она на американские деньги купила иранский газ. Еще более встревожил Вашингтон проект транспортировки иранского газа через территорию Азербайджана (до 3 млрд куб. метров). Конечно, такая тенденция не может вписываться в антииранские стратегические цели США. Возможно, она и повлияла на смену позиции Вашингтона в вопросе энергетического обеспечения Грузии, решив его в пользу России, представляющейся "меньшим злом". Если ранее администрация США выступала категорически против продажи грузинского магистрального трубопровода
3. Россия - США: контакты и возможный сценарий
Администрация США не скрывает, что готовится к войне с Ираном. Этому фактически противятся Россия и Китай. Розыгрыш "иранской карты", безусловно, коснется и стран Закавказья, тем более, что Вашингтон рассматривает их как возможный плацдарм для нанесения ударов. Тегеран, в свою очередь, предупредил правительства соседних государств: в случае подобных акций с его стороны последует сокрушительный ответ. На сегодняшний день ни Армения, ни Азербайджан, ни Турция не говорят о предоставлении таких баз США. Наибольшая вероятность их размещения, казалось бы, это Грузия. Для этого она должна быть стабильной. Однако США убеждаются в обратном. Им не нравится, когда руководство Грузии создает угрозу конфронтации с Россией. Они не хотят быть вовлеченными в конфликт с нею. По всей вероятности, Запад все больше разочаровывается в политике М. Саакашвили. Популярность его стремительно падает, растет недовольство народа, разжигаются новые этнические конфликты, объединяется оппозиция, усиливается энергозависимость. Есть все основания предполагать, что эти и дополнительные процессы будут нарастать. В подобных условиях решать все вопросы мирного урегулирования с Абхазией и Южной Осетией будет сложно, особенно в контексте возможного признания независимости Косово. В Тбилиси нет уверенности в молниеносном военном реванше, еще меньше ее у западных спонсоров. Что делать в данной ситуации? Чем ублажить Россию в преддверии иранской операции?
Сенсационное заявление заместителя Госсекретаря Д.Фрида (15 марта 2006 г.) о возможной продаже России магистрального газопровода Грузии выглядит вполне логично. Складывающаяся ситуация перекликается с событиями лета 2003 г., когда
Понятно, что России нужна вся Грузия, а не Абхазия и Южная Осетия по отдельности. Понимают это не только в Москве, но и в Тбилиси. Так, эксперт Д. Эбралидзе на вопрос о возможной продаже России магистрального газопровода открыто заявляет: "Если за его продажу нам возвратят Абхазию или Цхинвальский регион - то почему бы и нет?". Нельзя исключать и определенных договоренностей между Россией и США о разграничении зон ответственности в Закавказье. Известно, что с мая 2002 года между президентами В. Путиным и Дж. Бушем ведутся консультации по Грузии, Абхазии, Южной Осетии, по досрочному выводу российских баз из Грузии в обмен на восстановление сквозного железнодорожного сообщения из России в Армению через Абхазию и др.
Экс-министр иностранных дел С. Зурабишвили в интервью журналу "Тбилиселеби" особо отметила, что необоснованные ультимативные требования Грузии к России "напугали американцев и европейцев". Наиболее опасным она считает односторонний отказ Тбилиси от ранее подписанных соглашений, а это, в свою очередь, может привести к тому, что и Москва приостановит вывод своих баз...
В нынешней обстановке Вашингтон крайне заинтересован в Иране, а Москва - в Грузии. И те, и другие нуждаются во взаимной поддержке. Если применительно к Абхазии и Южной Осетии американцы проявляют большую осмотрительность и настаивают на мирном урегулировании, то в другой части региона - в Нагорном Карабахе, куда сместился центр тяжести антииранской программы, они особо не церемонятся. В начале 2005 г. просочилась информация о том, что США хотели бы иметь в Нагорном Карабахе военную базу, нацеленную на Иран. Она отчасти подтвердилась в 2006 г. на встрече Р. Кочаряна и И. Алиева в Рамбуйе, где США предложили, в частности, ввести в зону карабахского конфликта международный миротворческий контингент. Однако президент Нагорного Карабаха пригрозил выйти из переговорного процесса. В ответ американский сопредседатель Минской группы
По мнению эксперта по проблемам Южного Кавказа В. Якубяна, Вашингтон надеется сомкнуть кольцо вокруг Ирана в 2007-2008 гг., но ему мешает непреодолимая пробка - карабахский конфликт. Только расчистив эту площадку, американцы могут рассчитывать на безопасность своих военных. Тянуть с иранской проблемой Бушу невыгодно, т.к. в 2008 г. грядут президентские выборы.
Если следовать этой логике, то умиротворение в Грузии, Абхазии и Южной Осетии произойдет в 2006-2007 гг. под патронажем России и при молчаливом согласии США. Чтобы начать очень рискованную военную компанию в Иране, американцам в обмен необходимо аналогичное поведение Москвы и гарантии безопасности для своих войск в Карабахе. Поэтому никаких военных телодвижений в Грузии американцы просто не допустят.