"Политику Грузии определяет не правительство и парламент, а узкая группа людей, так называемое "Политбюро". В него, кроме самого президента Михаила Саакашвили, входят Вано Мерабишвили (глава МВД), Ираклий Окруашвили (министр обороны), мэр Тбилиси Георгий Угулава, дядя президента Темури Аласания и фактический глава фракции правящего большинства в парламенте, идеолог режима Гига Бокерия". Такую точку зрения озвучил на проходящей в Сочи научно-практической конференции "Модели стабильности в Черноморско-Кавказском регионе" начальник отдела проблем ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований Александр Скаков.

По его словам, "Саакашвили создал некоторое подобие системы сдержек и противовесов, балансируя между двумя политиками - Мерабишвили и Окруашвили". Вместе с тем, как отмечает эксперт, "поражение летом 2004 года в Южной Осетии, резкое ухудшение отношений с Россией, рост массовой безработицы - все это в значительной степени скомпрометировало режим Саакашвили и вызвало ощутимое падение его рейтинга". Что касается перспектив грузинского оппозиционного лагеря, то по убеждению Скакова, ему до сих пор не удалось выдвинуть лидера, способного составить реальную конкуренцию Саакашвили в качестве значимой альтернативной фигуры. Как прогнозирует Александр Скаков, "демократическая оппозиция" режиму Саакашвили пойдет на будущие местные и парламентские выборы "тремя колоннами" - фракции "Правая оппозиция: Промышленники - Новые", "Демократический фронт", в которой объединились депутаты от Консервативной и Республиканской партий, а также "Общественное движение Саломе Зурабишвили". При этом эксперт убежден, что в таких условиях, практически, неизбежна победа правящей партии "Единое национальное движение". Скаков не исключает, что создание новой оппозиционной силы во главе с экс-министром иностранных дел Зурабишвили происходило "с молчаливого согласия президента Грузии, заинтересованного в раздроблении оппозиционных сил".

Подводя итог, российский эксперт отметил, что на протяжении последнего года в Грузии планомерно выстраивается система централизованного управления страной при незначительной роли парламента, сокращении полномочий местного самоуправления, подотчетности губернаторов только президенту. "При министерствах обороны и внутренних дел существуют специальные фонды, пополняющиеся и функционирующие без какого-либо контроля со стороны парламента и общества. Бизнес не доверяет власти и напуган. Показательно, что все эти процессы, за которые Запад нещадно критиковал Россию, не встречают никакого осуждения в той же Западной Европе или США. Грузия становится не "витриной демократии", а авторитарным государством, единственной задачей которого становится противостояние России на ее южных границах. По сути же, Грузия стала заложником, и заложником не только своих проблем, но и амбиций евроатлантических стратегов", - резюмировал Александр Скаков.