"Нагорный Карабах должен участвовать в выполнении мероприятий по решению задач, связанных с обеспечением безопасности в регионе конфликта". Об этом ИА REGNUM заявил независимый карабахский аналитик Давид Карабекян, отметивший при этом, что участие Нагорного Карабаха в решении вопросов, связанных не только с обеспечением региональной безопасности, но и вытекающих из требований резолюций СБ ООН и др., отвергается Баку, считающего формальным основанием для этого непризнанность НКР.

"Мы не раз отмечали, что подобная позиция ставит в тупик, в первую очередь, Армению, от которой Азербайджан необоснованно требует выполнения требований Совета Безопасности ООН", - сказал аналитик. Он напомнил, что в ходе переговоров по карабахскому урегулированию основным критерием способности участников конфликта выполнять задачи по обеспечению режима прекращения огня являлись наличие единого командования, централизованного управления войсками или военными формированиями сторон, их способность выполнять задачи по обеспечению безопасности населения и др. "Начало переговоров с Нагорным Карабахом было обусловлено тем, что власти и Вооруженные силы НКР могли не только гарантировать безопасность населения подконтрольных им территорий, но и выполнение взятых на себя обязательств. Этим критериям Азербайджан стал соответствовать лишь к 1994 году, то есть спустя 3 года после провозглашения государственной независимости и спустя 2 года после начала переговоров с НК", - подчеркнул Давид Карабекян.

Аналитик отметил, что даже после подписания договоров о прекращении огня в зоне конфликта в мае 1994 года в Азербайджане имели место попытки государственного переворота, как в северной части республики - Гяндже (Кировобаде), так и в азербайджанской столице. "То есть полоса нестабильности в 1994 году охватывала почти весь Азербайджан, тогда как в Нагорном Карабахе уже к сентябрю 1992 года, то есть спустя месяц после образования 14 августа 1992 года Государственного Комитета Обороны, были сформированы боеспособные и полностью подконтрольные центральному командованию вооруженные силы. Свидетельством этому является то, что Нагорный Карабах, в отличие от Азербайджана, выполнил все условия армяно-карабахско-азербайджанских договоренностей в Сочи (19 сентября) и Москве (25 сентября) 1992 года и смог в октябре того же года остановить, а в ноябре контратаковать многократно превосходящего в живой силе и вооружении противника. Если к вышесказанному присовокупить и все случаи нарушений азербайджанской стороной договоренностей о прекращении огня с Арменией и Нагорным Карабахом, то придется констатировать неготовность и неспособность азербайджанских властей осуществить свои обязательства по соглашению о прекращении конфликта и сопряженных с ними задач в области региональной безопасности. Как видим, у Степанакерта больше оснований не доверять Баку, и больше оснований выступать как более надежный гарант выполнения взятых на себя обязательств", - сказал Давид Карабекян.

При этом он подчеркнул, что модели решения военно-технических вопросов и мероприятий, связанных с выполнением региональных соглашений, не предусматривающие участие в них НКР, недейственны и абсурдны с политической точки зрения. "Так, закрепление за Арменией в соглашении о прекращении азербайджано-карабахского конфликта обязательств по защите безопасности НК и выполнении региональных договоренностей в области военной безопасности покажет вздорность обвинений в агрессии Армении в отношении Азербайджана и попытках узаконить результаты так называемой аннексии части азербайджанской территории. Получится так, что причиной конфликта и огромных жертв среди населения НК является то, что Армения недостаточно быстро установила контроль над Нагорным Карабахом и недостаточно решительно выступила в качестве легитимного представителя всех армян, полноправного представителя армянских государств - Армении и Нагорного Карабаха", - сказал Давид Карабекян. Аналитик придерживается той позиции, что использование многонациональных миротворческих сил неэффективно и приводит к росту жертв и насильственно перемещенных лиц среди мирного населения. В качестве примера он приводит опыт урегулирования конфликта в Косово. "Большинство задач, связанных с ликвидацией последствий конфликта, миротворцы не вправе и не в силах выполнять. Всем известно, что миротворческая акция, результатом которой стало перемещение 200 тысяч коренного сербского населения Косово ради обеспечения безопасности 60 тысяч косовских албанцев, стала предметом критики президента России Владимира Путина и многих общественно-политических кругов", - отметил Давид Карабекян. Еще более нелепой, по его словам, выглядит идея предоставить роль гаранта безопасности Нагорного Карабаха Азербайджану, или же демилитаризовать подконтрольные НКР территории. Демилитаризация, считает аналитик, приводит "к образованию вакуума безопасности и резкому нарушению военно-стратегического паритета сторон". "Остается одно - адаптировать требования региональных соглашений в области обороны к соглашению по прекращению азербайджано-карабахского конфликта, отразить во взаимных обязательствах сторон требования по взаимному контролю сторонами уровня вооружений, меры по обеспечению безопасности авиасообщений как со странами СНГ, так и дальнего зарубежья, обеспечению деятельности международных (гуманитарных и др.) миссий в регионе противостояния и др.", - резюмировал Давид Карабекян.