Сегодня, 21 марта, Конституционный Суд РФ рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений ст. 153 ФЗ №122 от 22. 08. 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых из них в связи с принятием ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба главы города Твери и Тверской городской Думы.

Согласно оспариваемой норме, все граждане, у которых было до 1 января 2005 года право на льготы и компенсации, закрепленные в отменяемых законах, не утрачивают этого права после вступления этого закона в силу. И органы власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления не вправе сокращать объем предоставленных гражданам льгот, а именно, не могут понижать размер денежного эквивалента социальных выплат.

Заявители полагают, что отмена законов, гарантирующих гражданам определенный объем социальных гарантий, с одновременным требованием сохранить этот же объем льгот, породили неопределенность в целом ряде вопросов. Так, непонятно, должен ли существовать единый федеральный стандарт, устанавливающий размер платы за посещение ребенком дошкольного учреждения. Ранее, до введения оспариваемого НПА, действовало постановление Верховного Совета РСФСР, согласно которому родители должны были оплачивать 20% от общей суммы, идущей на содержание ребенка в детском саду.

Новый закон, отменив это постановление, обязал органы власти субъектов РФ и местного самоуправления сохранить прежние социальные гарантии. Поэтому в ряду субъектов РФ плата за детские сады для родителей так и осталась 20% от реальной стоимости, в других же цены были отпущены, так как закон истолковали в свете, выгодном для дошкольных учреждений.

Как полагают заявители, оспариваемая норма лишает органы местного самоуправления возможности перераспределять финансовые ресурсы на решение приоритетных социальных проблем и для оказания помощи тем гражданам, которые нуждаются в социальной поддержке не менее, а, возможно, и более тех, кто имел право на льготы до 1 января 2005 года.

По их мнению, государство не должно вынуждать органы местного самоуправления в течение неопределенного периода нести бремя ранее установленных социальных льгот. Тем более, что ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" значительно уменьшил объем доходов местных бюджетов. Решение по делу будет вынесено в установленный законом срок.