"В целях защиты собственной безопасности, Европейский Союз должен быть глубже вовлечен в урегулирование конфликтов на Южном Кавказе, чтобы последние не вспыхнули широкомасштабными войнами в непосредственном соседстве с Европой". Об этом говорится в сообщении общественной организации Международная кризисная группа (International Crisis Group). В своем новом докладе "Урегулирование конфликтов на Южном Кавказе. Роль Евросоюза" МКГ пытается изучить текущие усилия Евросоюза "в напряженных ситуациях, сложившихся вокруг Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии", а также указывает на дополнительные ожидания от ЕС в урегулировании этих конфликтов. "Брюссель лишь недавно начал более глубже реагировать на эти вызовы", - заявила, в частности, директор Кавказской программы МКГ Сабина Фрейзер. По ее словам, было предпринято "несколько многообещающих шагов, но предстоит долгий путь, который необходимо пройти".

Как отмечается далее, урегулированием в Абхазии занято ООН, а в Нагорном Карабахе и Южной Осетии - ОБСЕ, однако, спустя десятилетия, переговоры не увенчались всесторонними мирными соглашениями. "Имея авторитет "честного посредника", различные мягкие и жесткие рычаги воздействия, а также возможность предложить более глубокую интеграцию в Европу, ЕС обладает возможностью играть более значительную роль и дополнить усилия ООН и ОБСЕ", - считают в МКГ.

"Во избежание дестабилизации собственных границ, ЕС желает создать вокруг себя круг эффективно управляющихся государств. Он заинтересован Южным Кавказом еще по той причине, что желает обеспечить доступ к нефти и газу Каспийского региона, развивать коммуникационные коридоры между Европой и Азией, а также ограничить такие угрозы, какими являются трафикинг, контрабанда, загрязнение окружающей среды. Трудно представить, чтобы ЕС предоставил в ближайшие годы членство Грузии, Армении и Азербайджану, а поэтому он должен найти новые подходы для обоснования своей помощи и ее использования в качестве влияния. Программа действий европейской политики нового соседства находится в стадии обобщения. Это создает удобную возможность для укрепления роли ЕС, особенно если урегулирование конфликтов мирным путем будет закреплено как обязательство. Новый специальный представитель ЕС должен быть наблюдателем на переговорах по урегулированию абхазского, южноосетинского и карабахского конфликтов. Европейский Совет вложил весомый вклад в восстановительные работы в Абхазии и Южной Осетии. Он должен оценить, что может сделать в Нагорном Карабахе и прилегающих районах", - указывает МКГ.

"ЕС пробует определить свою роль в новом соседстве, где нет ни мира, ни войны", - говорит директор европейской программы МКГ Николас Уайт. "Если ЕС не сможет осуществить стратегию безопасного соседства, то доверие к нему в регионе в сравнении с Россией и США пострадает. Более всего озабочивает тот факт, что если конфликты на Южном Кавказе продолжат обостряться, то ЕС может оказаться не готовым к поиску ответа в войнах между своими соседями", - считает Уайт.