Стоимость потребительской корзины для основных социально-демографических групп - трудоспособного населения, пенсионеров и детей - на 6,2% выше в целом потребительской корзины в 2004 г. Если смотреть по группам населения, то больше всего потребительские расходы выросли для пенсионеров (на 12,5%), меньше для детей (на 5,8%) и для трудоспособного населения (4,8%). Как пояснила корреспонденту ИА REGNUM, член комитета Госдумы по социальной политике Вера Оськина, законопроект "О потребительской корзине в целом по РФ", принятый 10 марта Госдумой в третьем чтении, не описывает норму жизни, а служит для расчета минимального прожиточного минимума, что в свою очередь является отправной точкой для расчета социальных выплат - МРОТ, стипендий. По словам депутата, в каждом регионе есть свой закон о потребительской корзине, и федеральный закон можно было бы не принимать, если бы не правовой вакуум: закон принимается каждые пять лет, последний раз потребительская корзина рассчитывалась для пятилетки до 2003 г. Срок действия закона был продлен до 2004 г. Поэтому в прошлом году такого расчета для страны в целом не было, в связи с чем, образовался разрыв в расчете прожиточного минимума: последний раз он был определен по состоянию на конец 2004 г. и составил 2451 руб. Отметим, что действие законопроекта, который вступит в силу после одобрения в Совете Федерации и подписания президентом, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. Как отметила Вера Оськина, за год динамика роста стоимости корзины должна составить 300-500 руб. По ее словам, депутаты, повышая стоимость корзины, исходили из того, что величина прожиточного минимума должна быть выше и приблизиться к 3000 руб. Отметим, что величина прожиточного минимума рассчитывается по итогам каждого квартала с учетом темпов роста инфляции.

Оськина сообщила, что в правительственном законопроекте депутаты не меняли расчета в части продуктов питания, где по сравнению с прошлой корзиной выросло среднегодовое потребление овощей (97 кг для трудоспособных, 92 кг для пенсионеров, 108,7 кг для детей), фруктов (23 кг/ 22 кг/ 51,9 кг), рыбы (16 кг/ 15 кг/ 14 кг), мяса (37,2 кг/ 31,5 кг/ 33,7 кг), а сократилось потребление хлеба и мучных изделий (133,7 кг/ 103,7 кг/ 84 кг). Зато, парламентарии изменили расчеты в части непродовольственных товаров по расходам на предметы первой необходимости, санитарии и лекарства (10% от общей величины расходов на непродовольственные товары для трудоспособных, 15% для пенсионеров, 12% для детей). По ее словам, по предложению Госдумы была включена статья расходов на транспорт для пенсионеров (150 поездок в год, около 3-4 в неделю). Цифра, отметила она, была взята "не с потолка", а предоставлена рядом регионов, в том числе, администрацией Архангельской области, Красноярского края. Депутаты также повысили расходы на культуру, которые равны 5% от общей величины расходов на услуги для каждой группы.

"После принятия законопроекта правительству придется пересчитывать МРОТ и другие социальные выплаты", - сказала Оськина.