О ходе реформы ЖКХ в России и возникающих в процессе этой реформы проблемах сообщила в рамках своей пресс-конференции 7 марта депутат Государственной Думы Галина Хованская, cообщает корреспондент ИА REGNUM.

4-5 марта во многих городах России, включая Москву, прошли акции протеста против реформы ЖКХ. По словам Хованской, сразу можно было предположить, что реакция общества на жилищный кодекс будет отличаться от реакции на закон о монетизации льгот: она будет проявляться более медленно, но будет более массовой и тяжелой, отметила Хованская. "Сейчас мы в полной мере можем говорить о том, что она началась. Граждане, одна категория за другой, начинают осознавать, что то или иное право, которые у них было, теперь отсутствует. Недовольство в основном выплеснулось на улицы, особенно в регионах, где, возможно, просто нет денег проводить социальную политику, а не желания руководства, - констатировала депутат.

По словам Галины Хованской, к концу 2005 года люди начала понимать, что происходит. Еще 1 марта 2005 года появилась категория, потерявшая право на приватизацию предоставляемых жилых помещений: это старые очередники, в том числе очередники Министерства обороны. В такой же ситуации оказались многие, кто надеялся 20 лет получить квартиру, 10 лет назад надеялись, что смогут хотя бы приватизировать то, что есть, но в итоге оказалось, что они лишены даже этой возможности. "Я считаю, что это большая ошибка; завершать приватизацию надо было совершенно не так, - отмтиела Галина Хованская. - Нужно было сообщить новым очередникам, пришедшим после введения в действие Жилищного кодекса, что, поскольку они малоимущие и нуждающиеся, а именно эта категория населения имеет право на социальное жилье, то им и будет предоставлено социальное жилье, но право на приватизацию они реализовать не смогут. Но это логично было бы объяснить до постановки на учет. В лбом случае, малоимущим гражданам эта собственность была бы не по силам. Но это правило не нарушало бы ничьих прав".

Вторая несправедливая норма законодательства, по мнению Хованской - завершение приватизации для всех с 1 января 2007 года; таким образом, до него осталось менее 7 месяцев. В этом случае нарушаются права ряда категорий граждан: во-первых, очередников, которые только получат жилье поле 2007 года, но есть еще масса ситуаций: когда члены семьи не могут договориться вовремя, или если человек находится на лечении или работает по контракту за границей и физически не может реализовать свое право. Для них эта норма является дискриминационной, подчеркнула Хованская.

"Мы создали проблему, а теперь начинаем ее героически решать. Не нужно никаких ограничений: введите ограничения только для новых очередников, и все, - считает Хованская. - Конечно, когда-то приватизацию нужно завершать, но почему люди не могут реализовать свое право? Мой проект завершения приватизации был одобрен Мосгордумой, но не введен в силу, а сейчас жизнь подталкивает к тому, чтобы вернуться к этой концепции. Продление на 2-3 года проблему не решит". По словам Хованской, проект был поддержан некоторыми депутатами и даже чиновниками высокого ранга. Например, против существующих сегодня сроков завершения приватизации высказался министр обороны, который, по словам Галины Хованской, "понял, что нарушаются и права его подопечных на приватизацию - например, отставники в военных городках приватизировать свое жилье также не могут, а таких военных городков у нас в России много, в том числе и тех, которые свою функцию не выполняют, а уехать оттуда люди не могут". Галина Хованская выразила надежду на то, что поддержка Минобороны, правительства Москвы, поспособствует тому, что законодательные инициативы критиков жилищной реформы в ее нынешнем виде, наконец, сдвинутся с мертвой точки.

Остро стоит сегодня проблема, которую, по мнению депутата, даже можно поставить на первое место: капитальный ремонт жилищного фонда. Состояние жилищного фонда России крайне неблагоприятное: ежегодно около 5 млн кв. метров жилья переходит в ветхий фонд из-за непроизведенного вовремя капитального ремонта, а задолженность местных бюджетов достигает 3 трлн рублей. Это невыполненные обязательства государства перед гражданами, подчеркнула Хованская; согласно ст. 16 закона о приватизации, никто обязательств производить капитальный ремонт жилищного фонда с него не снимал. Еще 10 месяцев, пока закон действует, остается в силе и эта норма, и ее следовало бы перенести и в следующий закон. Тем не менее, в теории она действует, а на практике дома порой не ремонтируются по 40 и более лет, в том числе и в Москве, констатировала Хованская. Более того, при сносе ветхого и аварийного жилья жителям следовало бы выплачивать не только стоимость его жилья, которая по рыночным меркам, конечно, не может быть высокой, но и компенсацию за непроизведенный ремонт. Пока этой нормы в законодательстве нет.

"Мне непонятно, как может быть реализован национальный проект "Доступное и комфортное жилье гражданам России" без этого блока, - подчеркнула депутат. - Если в старой программе "Жилище" была подпрограмма "Переселение из ветхого и аварийного жилья", то сейчас эту подпрограмму ликвидировали. При этом вопрос аварийного жилья - вопрос жизни и здоровья, а не комфорта; не учитывать этого недопустимо. И если по Москве еще неплохая ситуация, так как городской бюджет выделяет четверть, а может, и треть от нормативной необходимости на ремонт, то в других регионах граждане предоставлены сами себе, заключила Хованская.

Третьей актуальной проблемой является вопрос о бывших членах семьи собственника. Если не будет изменена норма, которая лишает возможности сохранить долю в квартире за бывшим супругом-инвалидом, несовершеннолетним ребенком (если семья не числится неблагополучной), то у собственника будет возможность продать жилье без учета интересов бывших и даже нынешних членов семьи. В такой ситуации люди пополняют либо ряды бомжей, либо очередников, констатировала Хованская.

Летом 2005 года Госдума по проекту, внесенному правительством, изменила срок исковой давности по сделкам с 10 до 3 лет. Сроки исковой давности, по словам инициаторов, были сокращены в целях стабилизации рынка, но, подчеркнула Галина Хованская, эти изменения удобны в основном недобросовестным предпринимателям в сфере жилья, но представляют опасность для нанимателей и особенно для собственников. В частности, таким образом может быть продана общедолевая собственность дома, вне зависимости от интересов жильцов. Поскольку далеко не всегда это удается выяснить сразу (например, в том случае, если арендатор чердака или подвала дома без ведения жильцов становится его собственником). Таким образом, даже в судебном порядке отстоять права собственника не удастся: иск будет отклонен в связи с тем, что прошел срок исковой давности по сделке.

Существует и еще целый ряд проблем, вызванных новым жилищным кодексом, касающихся общежитий, правил обмена жилых помещений и т.д., вплоть до случаев продажи домов с жильцами. Подавляющее большинство этих проблем учтено и для них предложены решения в проекте пакета поправок к Жилищному кодексу, который был разработан Галиной Хованской и еще группой депутатов (более 30) и в течение года лежит "под сукном" в Госдуме. Пока, к сожалению, законодательные инициативы оппозиции не имеют перспективы быть принятыми, так как слишком велик перевес парламентского большинства. "Дума превратилась в штамповочный цех по производству законов. Это ситуация ненормальная и опасная для государства, - подчеркнула Хованская. Тем не менее, она отметила, что ее проект поддержан не только представителями оппозиции, но и рядом депутатов от партии власти; интерес к инициативе выразили Любовь Слиска и Сергей Миронов. Это дает возможность надеяться на то, что законопроект все же будет хотя бы рассмотрен парламентом.