"Трехсторонний формат переговоров оптимален для решения сторонами задач, связанных с урегулированием азербайджано-карабахского конфликта, что показало развитие переговорного процесса в 1992-1994 годах". Об этом ИА REGNUM заявил карабахский аналитик Давид Карабекян.

По его словам, такой формат позволяет точно определить обязательства каждой из участниц вооруженного конфликта по выполнению мирного соглашения. "Двухсторонний формат Ереван-Баку неминуемо приводит к непреодолимым трудностям для развития процесса урегулирования, поскольку любые обязательства Армении могут быть восприняты Азербайджаном как косвенное признание в том, что она "оккупировала" азербайджанские территории", - отметил аналитик. По его словам, возможность неучастия Армении в переговорах воспринимается со стороны Баку резко отрицательно, так как официальный Азербайджан исходит из того, что подписание любого двустроннего документа с НКР может быть воспринято как ее признание.

"Идея взаимного признания сторон - как условие всеобъемлющего урегулирования конфликта - была применена в свое время при разрешении кризиса между Ираком и Кувейтом, которые признали суверенитет и территориальную целостность друг друга. Урегулирование арабо-израильского конфликта также предполагает признание Палестиной государства Израиль, а Израилем права палестинцев на государственность. Опыт урегулирования азербайджано-карабахского конфликта 1918-1921 годов свидетельствует о том, что подчинение Нагорного Карабаха Азербайджану приводит к срыву выполнения мирного плана и возобновлению конфликта", - отметил Давид Карабекян.

По убеждению аналитика, при всеобъемлющем урегулировании азербайджано-карабахского конфликта необходимо обеспечение последовательного и максимально полного применения международно- и гуманитарно-правовых принципов. Давид Карабекян, в частности, считает недопустимым решение, при котором продвижение коренных интересов одной части населения достигается за счет попрания коренных интересов другой части населения. Он также против того, чтобы беженцы из одной части зоны конфликта имели больше гарантий безопасности, чем беженцы из другой.

"Переход к миру - сложный процесс. Как показывает мировая практика, он носит многоступенчатый характер и связан с уточнением, согласованием и выработкой форм взаимодействия по решению огромного круга вопросов и задач, достижением взаимопонимания в вопросах, по которым невозможно договориться в условиях взаимной враждебности и недоверия", - сказал Давид Карабекян. При этом аналитик отметил, что полноценное возвращение беженцев и ликвидация других последствий конфликта невозможны в условиях неурегулированности конфликта.