О ходе и перспективах выборов в Москве управляющих компаний в сфере ЖКХ сообщили 1 марта на пресс-конференции руководитель департамента ЖКХ и благоустройства г. Москвы Артур Кескинов и первый заместитель руководителя Центра информационного обеспечения и содействия реформе ЖКХ Ирина Шрамко, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

1 марта 2006 года должно было стать датой окончания срока, на протяжении которого жители многоквартирных домов должны были выбрать управляющую компанию - ДЕЗ или частное юридическое лицо; в противном случае, эти полномочия были бы реализованы местной властью. Позже этот срок был сдвинут до 1 января 2007 года, в частности, в связи с нехваткой соответствующих нормативных документов. Только 6 февраля правительств Российской Федерации приняло постановление о правилах выбора управляющих компаний; конечно, за три оставшиеся недели прийти к практическим результатам было невозможно, отметил Артур Кескинов. В настоящее время продолжается работа по информированию населения о смысле и порядке проведения реформы, так как степень осведомленности еще низка. По словам Ирины Шрамко, сегодня следует изменить психологию граждан. Сложилась парадоксальная ситуация: 75% москвичей являются собственниками, но ни юридически, ни психологически многие не готовы к этой ответственности. Информационный вакуум присутствует, причем немалая часть вины лежит на местных чиновниках префектур и районных управ. В результате, констатировал Артур Кескинов, из 139 тыс домов, существующих сегодня в Москве, к выбору управляющей компании готовы лишь около 1500 - в основном это ТСЖ.

Готовность жителей к реформе напрямую зависит от их информированности, подчеркивали участники пресс-конференции. В частности, жители должны знать, что даже если они не выбрали управляющую компанию на общем собрании и это за них сделал город, это не значит, что собственники потеряли право управлять своей собственностью, подчеркнула Ирина Шрамко. Они получили это право 10 лет назад, и по Гражданскому кодексу, и по закону о ТСЖ. Ничего страшного, если до 1 января они не сделали свой выбор; если их по каким-то причинам не устроит выбор органов власти, который будет сделан по конкурсу, они могут это решение изменить и сделать собственный выбор. И таких моментов много. Задача городских властей - подстраховать жителей; по крайней мере, подсказать им критерии и порядок выбора.

Перед городом стоит задача определения четких критериев отбора управляющих компаний, чтобы минимизировать риск того, что жители столкнутся с недобросовестными участниками этого быстро развивающегося рынка. По словам Артура Кескинова, кто бы ни управлял домом, на первом этапе все жалобы будут поступать, как и прежде, в районную управу. "На сегодняшний день хорошая ли фирма, плохая ли - но доверия ДЕЗу больше, так как всегда есть рычаги управления: на плохую работу ДЕЗа можно пожаловаться городу, - пояснил Кескинов. По его словам, со временем, когда рынок будет насыщен, можно будет оценить качество работы оценка управляющих компаний по сравнению с ДЕЗом. Сегодня же ДЕЗ - не самая плохая компания, а в перспективе даже акционерная, и как любая нормальная структура, заинтересована в эффективной работе. На первом этапе выбор в основном будет за ДЕЗами, уверен руководитель департамента ЖКХ и благоустройства г. Москвы