Фирма "Юнона" не имеет никакого отношения к усыновлению Алексея Гейко, погибшего в 2005 году от рук своей приемной матери в США, и прокуратура прекрасно знает об этом", - сообщил в интервью корреспонденту ИА REGNUM проживающий в США Владимир Жердев - родной брат учредителя фирмы "Юнона" (Краснодар) и фирмы "Юнона США" (США) Ивана Жердева, задержанного в Краснодаре по подозрению в мошенничестве при усыновлении российских детей иностранцами.

ИА REGNUM: Владимир, чем занималась фирма "Юнона США", и в связи с чем против организации было возбуждено дело?

"Юнона США" занималась различными вопросами, в числе которых было и консультирование родителей по независимому усыновлению в России и ряде других стран. Должен сказать, что независимое усыновление не является чем-то криминальным и защищено различными международными соглашениями. Проблемы в США возникли из-за того, что семейная пара Гревзов, еще в 2002 году усыновившая ребенка из Краснодарского края, столкнулась с определенными трудностями в процессе усыновления. И, несмотря на то, что, в конце концов, ребенок был усыновлен, они обратились в прокуратуру города Напа, где Иван проживает, когда находится в США, с тем чтобы "Юнона США" вернула им деньги. Таким образом, против "Юноны США" вдвинут гражданский иск о возврате денег клиентам. Но организация защищена контрактом и возвращать деньги не обязана, так как проблемы в ходе усыновления произошли по вине российской стороны, а "Юнона США" всего лишь консультировала, за что и получала деньги. Краснодарская "Юнона" вопросами усыновления вообще не занималась.

ИА REGNUM: Как проходит расследование этого дела в США?

Прежде всего скажу, что никто не арестован и никто не находится в розыске. Идет обычное в таких случаях расследование и человек, которому поручено разобраться в этом деле, ведет свои допросы по телефону. Тем не менее, должен отметить, что большинство работников "Юноны" сами обратились в полицию для дачи показаний, чтобы помочь Ивану защитить свое честное имя и снять с себя всякие подозрения. В частности, так поступил и Алекс Николенко, о котором в российской прессе было сказано как об одном из обвиняемых по делу "Юноны США". На сегодняшний день Николенко уже более пяти лет как не является сотрудником "Юноны США" и работает переводчиком в Государственном департаменте США.

Нам нечего скрывать. Скорее всего, дело в США закончится банальным банкротством предприятия, так как у "Юноны США" нет денег на адвоката. Если бы были деньги, то был бы шанс продолжить работу и, возможно даже вернуть деньги истцам. Подчеркну, что "Юнона США" во многих случаях входила в положение родителей и возвращала деньги.

Консультированием по усыновлению в России "Юнона США" не занималась уже 3-4 года.

ИА REGNUM: Почему, по вашему мнению, дело получило такой резонанс в России?

Когда мы в США впервые услышали об этом деле, то, честно говоря, смеялись, не веря в серьезность происходящего, но сейчас я боюсь за судьбу своего брата - его жизнь может быть просто искалечена. В России у Ивана никаких проблем просто не могло быть, и все, что с ним происходит - это результат ошибки, возникшей из-за недостатка информирования прокуратуры по вопросам усыновления. Может быть, Иван и не ангел, но ни перед Россией, ни перед детьми он ни в чем не виноват, и все, кто разбирается в механизме усыновления, это понимают. Что же касается Алексея Гейко, погибшего в 2005 году от рук своей приемной матери в США, то ни одно из предприятий, учрежденных Иваном Жердевым, не имеет никакого отношения к его усыновлению, и прокуратура прекрасно знает об этом.

Кроме того, Иван не может быть субъектом действий российской прокуратуры, так как ни одно из его предприятий не работало в России по направлению усыновлений и действия, в которых его обвиняют, производились на территории США предприятиями США и лицом, имеющим вид на жительства в США. Если бы Иван был гражданином США, то США защитило бы его от действий Российской прокуратуры, однако он не взял американского гражданства, так как является патриотом России.

На сегодняшний день "Юнона США" не имеет возможности защищать себя, потому что Иван находится под стражей в России. Он даже не может выслать деньги, чтобы нанять адвоката для "Юноны США" и добиться права продолжить работу для возврата денег родителям. Не хотелось бы верить в то, что арест моего брата - чей-то заказ.

ИА REGNUM: А если это все же "заказ", то чей?

Для того, чтобы это понять, нужно знать, что есть усыновление двух видов - через аккредитованные агентства и независимое усыновление, когда американцы едут в Россию решать этот вопрос самостоятельно. В случае усыновления через агентство, американцы платят за одного ребенка от 20 до 45 тысяч долларов, а при независимом усыновлении расходы составляют в 3-4 раза меньшую сумму. Поэтому агентства очень заинтересованы в том, чтобы независимого усыновления не было, так как оно сильно сбивает цену у агентств. Против независимого усыновления выступают также в министерстве образования России, чему есть две причины. Во-первых, при независимом усыновлении сложно получить отчеты от приемных родителей, так как не выработан механизм, по которому они присылали бы эти отчеты. В то же время, придумать механизм, который бы обязал приемных родителей писать отчеты не сложно, и министерство могло бы это сделать. В этом вопросе гораздо проще с аккредитованными агентствами, так как при отсутствии отчета, министерство может лишить агентство аккредитации и потому агентства просто "выбивают" эти отчеты у родителей. Вторая, возможно, самая главная причина в том, что независимые усыновители никому в министерстве не дают взяток, а аккредитованные агентства оплачивают, как минимум, при прохождении переаккредитации. Когда "Юнона США" в свое время хотела получить аккредитацию, то с нее требовали вполне конкретные суммы.

Запретить независимое усыновление никто не может, и потому из министерства идет давление на регионы, на руководителей департаментов образования в регионах с тем, чтобы они всячески препятствовали независимому усыновлению. В некоторых регионах России независимое усыновление все же проводится и потому, я думаю, было подготовлено это шоу с "Юноной США". Тем самым, независимое усыновление поставлено под удар и в регионах люди просто не захотят связываться с независимыми усыновителями, чтобы не навести лишних проблем на себя. Таким образом, у аккредитованных агентств повысятся доходы, и, соответственно, минобразования будет брать с этих агентств большие суммы.

ИА REGNUM: В связи с чем закрыта краснодарская "Юнона", если, как вы говорите, вопросами усыновления она не занималась вообще?

"Юнона" в Краснодаре занималась переводами документов и различных текстов, а также преподаванием иностранных языков по ускоренной методике, которую разработали специалисты "Юноны". Но это было не единственным направлением деятельности Ивана Жердева. В 2000 году был учрежден Благотворительный фонд "Юнона", который занимался оказанием финансовой и материально-технической помощи нуждающимся жителям Кубани. Любимым детищем Ивана был театр "Маленький принц", учрежденный фондом на базе Тимашевского детского дома, для постановок которого нанимались профессиональные режиссеры и заказывались профессиональные сценические костюмы. Театр этот действует и поныне.

На сегодняшний день краснодарская "Юнона" официально не закрыта, а лишь временно приостановила свою работу на время проведения налоговой проверки.

Хочется добавить, что информационный беспредел, допущенный рядом средств массовой информации, никакого отношения к действительности не имеет. Ни один факт обвинения в адрес Ивана Жердева документально не подтвержден. Скорее всего в ближайшее время последует ряд опровержений.

Справка ИА REGNUM: Генпрокуратура России ранее объявила о раскрытии преступной деятельности международной группы, занятой торговлей детьми. "Эта группа, прикрываясь оказанием различных услуг, фактически несколько лет занималась настоящей торговлей детьми", - заявил заместитель генерального прокурора России Сергей Фридинский. На сегодняшний день на территории Российской Федерации, - сказал Сергей Фридинский, - по этим фактам возбуждено уже шесть уголовных дел. По его словам, граждане России и США создали на территории Калифорнии организацию "Юнона", которая собирала информацию о детях в России, на Украине, в Казахстане, в Гватемале и ряде других стран, а затем передавали ее агентствам по усыновлению.