Ситуацию вокруг заявления украинского МИД о возможности участия Украины в миротворческой операции в Южной Осетии и предстоящей в связи с этим встречи президентов Украины и Грузии прокомментировал 22 февраля 2006 года корреспонденту ИА REGNUM директор Института стран СНГ, член комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин:

"Ющенко и Саакашвили, собираясь проводить встречу в связи с их планом урегулирования грузино-осетинского конфликта, занимаются, на самом деле, самопиаром. Никаких реальных перспектив у этого плана нет по определению. Для того чтобы украинские миротворцы появились в зоне югоосетинского конфликта необходимо согласие обеих сторон конфликта и всех участников миротворческой операции. На сегодняшний день известно, что Южная Осетия категорически возражает против участия Украины в миротворческой операции. Буквально несколько часов назад во время записи телепрограммы "Материк" президент Южной Осетии Эдуард Кокойты пояснил, что это связано, прежде всего с тем, что он считает Украину, а также ряд других стран - Болгарию, Румынию, напрямую виновными в провоцировании конфликтов между Грузией и Южной Осетией, Грузией и Абхазией, так как Украина все это время снабжает Грузию наступательным вооружением. То есть одна из сторон конфликта - Южная Осетия не считает Украину объективной стороной в этом вопросе, а стороной наоборот заинтересованной, желающей досадить России везде, где это возможно. Что и подтверждают заявка Украины на участие в этой миротворческой операции и предстоящая встреча Саакашвили и Ющенко.

Теория и практика миротворческого процесса в разных странах не предусматривают возможности мирного вхождения в миротворческую операцию вооруженных сил какой-либо страны в том случае, если одна из сторон конфликта против такого участия.

Совершенно очевидно, что Россия, которая никогда не видела украинские флаги в этом регионе, тоже не заинтересована в том, чтобы Украина и, тем более, при нынешнем ее руководстве, появилась в зоне югоосетинского конфликта. Возникает вопрос: каким, вообще, образом украинские миротворцы могут в этом регионе появиться? Они могут появиться в Южной Осетии только через территорию Грузии. В этом случае они будут на вполне законных основаниях восприниматься Россией и Южной Осетией, как наемники Грузии, появление которых нарушит достигнутые ранее соглашения о балансе военных сил в этом регионе. Иными словами, эти так называемые украинские миротворцы могут с высокой степенью вероятности нарваться на вооруженный отпор, в случае появления на территории Южной Осетии. Хотя, лично мне, такой случай даже и не грезится.

Грузия, Россия, и Южная Осетия продолжают быть связанными между собой Дагомысским соглашением о миротворческой операции, которые никакого участия Украины в этой операции не предусматривают. Других соглашений об этой миротворческой операции на сегодняшний день не существует. Равно как не существует причин и поводов для того, чтобы Южная Осетия согласилась на участие Украины в этой операции.

Если взглянуть на эту ситуацию исключительно с украинской точки зрения, то вырисовывается следующая картина. Украина сейчас находится накануне парламентских выборов и в процессе имплементации политической реформы в своей стране. Украинское руководство и прежде не могло принять решение об отправке воинского контингента в другие страны без согласия Верховной Рады. Ни нынешний состав Верховной Рады, ни, с еще большей степенью вероятности, следующий такого согласия не даст. Даже страдающее русофобией министерство иностранных дел Украины, которое заявило о возможности участия украинских вооруженных сил в миротворческой операции в Южной Осетии, вынуждено было в своем заявлении оговорить, что появление украинского миротворческого контингента в зоне югоосетинского конфликта возможно только в рамках мандата ООН или ОБСЕ и в случае одобрения этого решения Верховной Радой Украины.

Всем абсолютно ясно, что вся эта возня с предполагаемым участием украинских миротворцев в югоосетинском урегулировании затеяна для того, чтобы лишний раз досадить России и поддержать Грузию, которая зарвалась в своих отношениях с Россией до крайней степени.

В свое время президент Ющенко, как известно, победил на выборах, пообещав вывести украинский воинский контингент из Ирака. И это свое обещание Ющенко сдержал. Мотивировал он это тем, что украинским военнослужащим не стоит проливать свою кровь в чужой стране и за чужие интересы. А теперь оказывается, что в зоне грузино-осетинского конфликта, где Украина никогда ни географически, ни политически не присутствовала, у нее вдруг появились жизненноважные интересы? Выведя свои войска из Ирака, Украина теперь горит желанием повоевать в Южной Осетии? Уверен, что ничего хорошего ни для самой Украины, ни для тех несчастных, которые обречены стать жертвами этой войны в этой ситуации не предвидится.

Что касается будущей встречи президентов Украины и Грузии, то она нужна лишь теряющим свои рейтинги Ющенко и Саакашвили. Первому - для того, чтобы еще раз взволновать националистический электорат Украины призрачной борьбой с Россией, а второму - чтобы рассказывать в оболваниваемой им Грузии о том, что в "священной" борьбе с Южной Осетией, Абхазией и Россией на стороне Грузии выступает такая "сверхдержава", как Украина. И никакого другого смысла во всем этом нет. Поэтому России ни малейшего беспокойства по этому поводу испытывать не следует".