16 февраля в Тирасполе в ходе работы международной научно-практической конференции "Международное право и реалии современного мира. Приднестровская Молдавская Республика как состоявшееся государство" выступил председатель комитета по экономической политике, бюджету и финансам Верховного Совета ПМР Михаил Бурла. Как передает корреспондент ИА REGNUM, в своем докладе Михаил Бурла перечислил факторы, влияющие на приоритеты социально-экономического развития республики, а также важнейшие задачи экономической политики. В частности, он сказал: "Политика суверенитета невозможна без экономического суверенитета, который в свою очередь основан на экономически эффективной системе. Хотелось бы в дальнейшем своем выступлении отталкиваться от ретроспективного анализа экономики Приднестровья, сделав акцент на сложностях, с которыми столкнулось молодое приднестровское государство. Развитие в основном усугублял тот фактор, что реформирование экономики совпало с государственным строительством. Причём Приднестровье - единственное из всех государств постсоветского пространства, оказавшееся в такой ситуации.

К моменту своего провозглашения республика не имела органов и структур, которые могли бы осуществлять макроэкономическое управление, были разрушены системы межгосударственных связей, в результате которых предприятия Приднестровья потеряли внешние рынки. Усугубляло положение и то, что отвлекались значительные средства из гражданского сектора экономики для обеспечения обороноспособности провозгласившего независимость государства. Кроме того, экономическая политика Приднестровья, в отличие от большинства государств СНГ, также как и сейчас, не была нацелена на получение финансовой помощи от таких международных организаций, как МБРР (Международный банк реконструкции и развития - прим. ИА REGNUM), МФВ, ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития - прим. ИА REGNUM)".

По мнению Михаила Бурлы, немаловажен тот факт, что у населения приднестровского региона не сложилось рыночно-ориентированного менталитета. "В соответствии с уникальными условиями, были предприняты специальные меры экономического строительства. Так, налоговая система республики в целях сохранения и развития производства выполняет, прежде всего, стимулирующую функцию, отводя на второй план фискальную. Немаловажно, что в настоящий момент в республике создана система макроэкономического управления, позволяющая осуществлять макроэкономическое планирование и прогнозировать социально-экономическую ситуацию.

Считаю, что возможность прогнозирования траектории экономического развития особенно важна в условиях приватизации и разгосударствления предприятий республики. Завершение программы приватизации было названо ведущей задачей и проблемой экономической политики. Усилия государственной политики в этой сфере должны быть направлены на реализацию следующих задач. В первую очередь, подлежащие разгосударствлению и приватизации предприятия должны быть привлекательны для российских инвесторов. Во-вторых, необходимо обеспечить чёткую систему мониторинга, которая могла бы обеспечить эффективное развитие уже приватизированных предприятий", - отметил Бурла.

Также Михаил Бурла назвал основные положения стратегии экономического развития Приднестровья: обеспечение экономических связей производственных предприятий республики, доведение пенсионного обеспечения до прожиточного минимума, разработка и внедрение программы развития бюджетов регионов, введение адресного механизма льгот (то есть льготы должен получать ограниченный круг находящихся в кризисном положении предприятий). Как отметил Михаил Бурла, требует скорейшего разрешения ситуация с предоставлением льгот населению. "Предприятия, предоставляющие услуги, терпят убытки, так как бюджет их не компенсирует. По всей вероятности, монетизация льгот (частичная или полная замена денежными компенсациями) станет объективной необходимостью", - завершил выступление Бурла.