Ивановская область. Губернатор дал комментарии по поводу конфликта вокруг областного управления культурыПоследнее время в Ивановской области более всего на виду работа областного управления культуры. Причем, многие решения данного ведомства вызывают неоднозначные оценки и у средств массовой информации и у представителей структур, зависящих от его действий. Начальник областного управления по культуре Вера Добролюбова крайне неохотно соглашается комментировать ситуацию, и тогда на помощь приходит губернатор.

- Владимир Ильич, что происходит?

- Я объясняю ситуацию очень просто. Управление культуры и его начальник Вера Добролюбова сегодня проводят политику с целью восстановления законности в сфере культуры, с целью сделать все так, чтобы бюджетные деньги, которые выделяются из областного бюджета, расходились по назначению. Чтобы в управлении культуры не присутствовали политические мотивы, а присутствовали мотивы улучшить организацию работы учреждений культуры. Кое-кому это очень не нравится.

- Получается, что раньше деньги использовались не по назначению?

- Получается так.

- Вы утверждаете, что все деяния областного управления по культуре направлены на восстановление законности. Но давайте затронем ситуацию с разделением музея имени Бурылина. Мнение действительно профессионального коллектива дает основание полагать, что имеет место факт нарушения закона о музеях.

Начальник же управления по культуре отказывается лично комментировать ситуацию в СМИ. Между тем, по нашим данным, спор о целесообразности подобных действий дошел уже до Генеральной прокуратуры?

- Кто так утверждает, профессионалами назвать никак нельзя. Я вам приведу пример. В июле 1997 года Министерство культуры проводило проверку деятельности музеев Ивановской области. Я вам зачитаю отрывок из их заключения: "Экспозиционная деятельность историко-краеведческого музея фактически свернута. В музейно-культурном центре, созданном как временно выставочная экспозиция, работает выставка "Человек. Душа. Духовность", работает уже пять-семь лет (а сегодня это уже семь - двенадцать лет). Музей нуждается в обновлении.

Здание историко-краеведческого музея требует ремонтных и реставрационных работ. В целом состояние ивановских подразделений музейного объединения вызывает ощущение стагнации, отсутствие целостной продуманной концепции и программы развития. Масштабы объединения излишне укрупнены, управляемость в целом представляется недостаточной. Учитывая необходимость проведения большого объема работ в г. Иваново, организационная децентрализация краеведческих музеев области представляется разумным решением. В этом контексте устав объединения требует серьезной доработки, в ходе которой следует создать структуру, состоящую из головного музея (историко-краеведческого) и оптимального количества его самостоятельных отделов, филиалов и т.д.".

Что делает Добролюбова? Ничего, что превышает предписания Министерства культуры. Первое решение, кстати, принимает не она, а областная администрация. Это выделение из объединения - Музея промышленности и искусства имени Д. Бурылина. По-моему, это восстановление исторической справедливости.

- Почему так получается, что ситуация с детской музыкальной школой при музучилище находится уже на контроле у депутатов областного Законодательного собрания, а необходимой реакции на конфликт нет ни от Веры Геннадьевны, ни от областной администрации?

- Здесь ситуация очень сложная. В свое время была допущена серьезная ошибка. В 1992 году администрацией Адольфа Лаптева было издано распоряжение о создании при музыкальном училище музыкальной школы. Потом появляется распоряжение начальника управления по культуре Игоря Мельниченко, что здесь будет школа-интернат для детей из сельской местности. Ни то, ни другое распоряжение до конца так выполнено и не было.

В итоге, что произошло? С одной стороны при нынешнем бюджетном кодексе произошло нарушение финансовой дисциплины, с другой стороны - вот заключение управления образования: "Музыкальная школа является учреждением дополнительного образования, и не в коем случае не учреждением дополнительного профессионального образования. Она не может быть структурным подразделением музыкального училища. Статус музыкальной школы не был определен с самого начала ее функционирования, она не стала юридическим лицом, она не имеет лицензии. В этой ситуации она никогда не будет аттестована, аккредитована и никогда не получит права выдавать документы государственного образца. Документы, которые до сих пор выдаются, по большому счету, юридической силы не имеют".. Не случайно прокуратура написала, что необходимо привести эти два постановления в соответствие с действующим законодательством, чем собственно управление по культуре и занимается. Но это не означает, что детей, уже принятых, теперь оставят без музыкального образования. Был предложен вариант, который соответствует действующему законодательству. Музыкальное училище как финансировалась из областного бюджета, так и будет финансироваться, а музыкальная школа должна финансироваться из муниципального бюджета. Мы говорим, - давайте переведем детей в две музыкальные школы, которые находятся в ста метрах от музучилища. Мы городскому бюджету выделим деньги из областной казны, для дополнительного финансирования этих школ. Чтобы детей взяли. И они смогли спокойно доучиться. Причем, с теми же самыми преподавателями. Директора музыкальных школ согласились.

- Полгода уже продолжается конфликт с переездом областной писательской организации, и здесь объяснения комитета по культуре менее логичны, чем позиция пострадавшей стороны.

Может с правовой точки зрения основания для конфликта действительно и нет, но сами писатели тоже предполагали, что ситуация может развиваться именно подобным образом, но они не раз обращались к Вам за поддержкой, и Вы не раз обещали им помочь. Получается, что Вы просто отказываетесь от своих обещаний?

- Не я, а они меня обманули. В 1991 году облисполком принял решение о переселении писательской организации из этого здания. Для того, чтобы там провести капитальный ремонт. Но средств на ремонт долгое время не хватало. Но сегодня мы деньги нашли, и предложили писателям переехать в другое здание. Они этого не сделали и стали диктовать условия областной администрации. Какая власть это вытерпит?

Я их предупреждал - если не хотите по-хорошему, то есть другой вариант. С окончанием срока аренды мы расторгнем с Вами договор. Ищите сами себе помещение, но мы здание закроем и будем там проводить капремонт.

- Владимир Ильич, но Вы понимаете, они ведь люди творческие и делом великим занимаются?

- Я с ними несколько раз встречался. Я им предлагал оба варианта. Если они поймут, что власть с ними не шутит, и помещение не их, а государственная собственность, вот тогда с ними можно еще раз вести разговор.

- В музыкальном училище уже нет места для ансамбля "Светилен", уволился Эдуард Гуревич. Музейное объединение не возглавляет Элеонора Горбунова, на прежних должностях не работают Надежда Солдатикова, Зураб Нанобашвили и еще ряд известных деятелей в культурной сфере.

Объяснения могут быть самые разные. Но все это происходит при новом начальнике управления. Не слишком много совпадений?

- Два человека из этого списка ушли по собственному желанию. Но не просто так, а по результатам проверки КРУ, которое выявило массовые нарушения в финансовой дисциплине. Это Элеонора Горбунова и Эдуард Гуревич. Если бы они не ушли сами, то их все равно бы уволили. Всех остальных, которых Вы называете, то это не была пререгатива управления по культуре, а решение руководителей их учреждений. Это с них надо спрашивать.

- То есть уход этих людей с именем Веры Геннадьевны Вы не связываете?

- Абсолютно. Это решение контрольно-ревизионного управления.

- Между тем, я абсолютно уверен, что многие как раз все это связывают. Кроме того, Вам прекрасно известна явно недоброжелательная реакция и чиновников и депутатов на уже традиционную позицию при формировании составов рабочих делегаций в поездках с деловыми визитами в другие страны и регионы России. Почти всегда в списках фигурирует имя Веры Геннадьевны, но очень часто задачи деловых визитов далеки от вопросов налаживания межкультурных отношений?

Впрочем, говорят, что все объясняется очень просто - губернатора и начальника управления по культуре связывают не только рабочие деловые отношения?

- Я знаком с Добролюбовой 22 года. В трудные моменты ее жизни я всегда оказывался рядом с ней. Когда в середине девяностых она была уволена из музыкального училища, я вмешался и обратился к Адольфу Лаптеву, чтобы эту уникальную певицу приняли обратно на работу. Это я тогда помог ей с организацией платных концертов, чтобы их семья могла хоть как-то существовать.

Что касается Ваших намеков на наши отношения, то я должен сказать вот что, я очень хорошо ее знаю. Это человек с удивительно чистой душой. Это редкая по красоте и обаянию женщина. Уникальная певица. По моему мнению, не имеющая себе равных, на всей территории России. Это верная жена и любящая мать. Ей симпатизируют многие мужчины, но за промахи в работе ей достается также, как всем. В командировке со мной она была только однажды в Лондоне, и только потому, что сейчас она отвечает за народные промыслы Палеха и Холуя. Там требуются огромные инвестиции, и с британцами мы вместе обсуждали возможные варианты.