С 1 января 2006 года вступил в силу федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". О том, как в связи с этим изменится участие малого предпринимательства в конкурсах на получение горзаказа, сообщил 8 февраля в рамках пресс-конференции в пресс-центре малого и среднего бизнеса Москвы начальник аналитико-методического отдела Комитета города Москвы по организации и проведении конкурсов и аукционов Андрей Сергеев, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Андрея Сергеева, федеральный закон № 94-Ф3 "О размещении товаров на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд" был принят 21 июля 2005 года. В нем содержится статья 15, которая регламентирует особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов путем проведения торгов. Согласно ей, государственные заказчики, за исключением случаев заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение государственного заказа у субъектов малого предпринимательства в размере 15 % общего объема поставок товаров по перечню, установленному правительством РФ. Кроме данного перечня, правительство РФ утверждает цену лотов по данным торгам. Председателем правительства Михаилом Фрадковым подписано распоряжение правительства РФ, в соответствии с которым указанные документы должны быть разработаны в марте этого года, добавил Сергеев.

Что касается того, каким образом будет осуществляться размещение государственного заказа, то, по словам Сергеева, каждый государственный заказчик должен будет выделить объем государственного заказа, который он будет размещать у субъектов малого предпринимательства. При этом в извещении о проведении торгов должно быть специально указано о том, что эти торги проводятся для субъектов малого предпринимательства и соответственно другие субъекты, которые не являются малыми предпринимателями, не будут допущены к участию в данных торгах. В остальном процесс организации торгов, конкурсов и аукционов осуществляется порядке, установленным 94-м законом для остальных участников конкурсов и аукционов. Стоит отметить одно обстоятельство: в случае, если подано менее двух заявок, то торги признаются не состоявшимися; таким образом, статьи 94-го закона, которые позволяют заказчику в случае поступления одной заявки заключить государственный контракт с таким претендентом, работать не будут.

Кроме этого, внесены изменения в законодательство города Москвы: согласно этим изменениям, отменена норма, которой было предусмотрено обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к получению государственных заказов на производство продукции, товаров, работ и оказания услуг. Таким образом, нормативная база города Москвы, на сегодняшний день, в части распределения госзаказа среди малых предприятий приведена в соответствие с 94-м федеральным законом, подчеркнул Андрей Сергеев.

По словам представителя комитета по организации и проведении конкурсов и аукционов, в нынешней ситуации преференции для малого бизнеса при проведении торгов заключаются в том, что будет выделен отдельный круг конкурсов и аукционов, к участию в которых будут допущены только малые предприятия. "Соответственно государственные заказчики проводят другие торги, и они не являются торгами специально для субъектов малого предпринимательства, - пояснил он. - Субъекты малого предпринимательства могут принять в них участие, но никаких специальных преференций у них там не будет". Пока торги не проводятся на регулярной основе, так как что правительством РФ не утверждены перечень и предельные цены (цены лотов) товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые производится у субъектов малого предпринимательства, но тестовые торги уже были проведены.

Что касается критериев, по которым будет оцениваться выигрыш на конкурсе, то, по словам Андрея Сергеева, оценка будет основываться не только на соображениях финансовой выгоды, но и качества предложенных услуг. "Порядок оценки заявок по каждому конкурсу утверждается в составе конкурсной и аукционной документации, которой и руководствуется комиссия. Совершенно не обязательно, что это будет именно цена, - подчеркнул он. - То есть набор критериев совершенно разный, в том числе и требования к качеству поставляемой продукции".

Что касается квоты в 15%, которая, на первый взгляд, может показаться недостаточной для Москвы, то, по словам Сергеева, с учетом того, что малые предприятия могут принимать участие также в любых других торгах, "это вполне взвешенное решение".

"Совершенно понятно, что субъекты малого предпринимательства нуждаются в поддержке, потому что это важнейшее направление в развитии экономики, - заключил Андрей Сергеев. - Поэтому трудности, которые у них возникают необходимо решать законодательным путем, что сегодня и делается в тесной связке с департаментом поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы".