Представители российского страхового бизнеса критикуют пробелы в законодательстве
Москва, 9 февраля, 2006, 18:53 — ИА Регнум. 9 февраля в Центральном доме журналиста состоялся круглый стол на тему "Ликвидация страхового бизнеса: почему и кто?" В мероприятии приняли участие представители страховых компаний, Федеральной службы страхового надзора, юристы, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
В последние два года в России наблюдается тенденция, направленная на резкое сокращение числа страховых компаний, отметил в своем выступлении глава "Сообщества профессиональных страховщиков" Владимир Подкаминер. Эту проблему, по его словам, не желают решать и даже, казалось бы, не замечают ряд крупнейших игроков на рынке страхования, в том числе - компании с участием иностранного капитала. "Они не хотят организации прозрачного страхового рынка в России по коммерческим соображениям, а также в связи с существование схем лоббистского проталкивания их интересов, - уверен глава "Сообщества профессиональных страховщиков". - Такое положение дел стало возможным в связи с отсутствием нормального страхового законодательства".
Владимир Подкаминер отметил, что целесообразно как можно скорее принять Страховой Кодекс, который однозначно диктовал бы правила игры на страховом рынке. Действующий в настоящее время федеральный закон "Об организации страхового дела" в ряде пунктов противоречит Гражданскому кодексу, что вносит путаницу и создает почву для нарушений. В частности, примером тому явилась запутанная ситуация в сфере действия ОСАГО, недостаточная определенность в понятиях страхования жизни и не жизни и т.д. "К чему это привело? На территории России началось удушение мелких и средних региональных страховщиков", - подчеркнул Подкаминер. По его словам, если в 1989-1990-х гг. в России насчитывалось около 4 тыс страховых компаний, а после наведения порядка в этой отрасли в 1992-1993 гг. их стало около 2,5 тыс, и это число долгое время оставалось довольно стабильным. Но в последнее время их число резко сократилось, причем "методы, которые при этом применяются, вызывают большие вопросы".
Как отметил адвокат Вадим Филиппков, из-за нечетких норм законодательства проблемы у страховщиков возникают и по линии налогообложения. Если Гражданский кодекс предусматривает 4 обязательных условия при заключении договора о страховании, то в федеральном законе таких условий 13, и контролирующий орган, руководствующийся федеральным законом, имеет основания лишить "нарушителя" лицензии. "Контролирующие органы получили в руки дубину, и наивно было бы предполагать, что они ей не воспользуются, - констатировал адвокат.
Генеральный директор Национальной ассоциации обществ взаимного страхования Александр Фролов отметил, что под удар попал отечественный рынок взаимного страхования, который в связи с этим почти не развит, в отличие от многих развитых стран. "В США доля компаний взаимного страхования на рынке страхования составляет около 50%, в Японии - 80%, - сообщил он. - В России эта модель имеет давние, еще дореволюционные традиции, но сегодня о ней почти никто не знает". Федеральная власть, по словам Фролова, занимает в этом отношении "странную позицию": в частности, налогообложение для этих организаций, фактически являющихся некоммерческими, выше, чем для коммерческих организаций, что очевидно несправедливо. "Если бы не заведомо дискриминационное положение, мы бы занимали сейчас самую широкую нишу, - подчеркнул Фролов.
По словам участников круглого стола, в период с весны 2003 по февраль 2006 гг. рынок страхования жизни в России сократился на 83%. Лицензии были отозваны у 500 компаний, еще 438 получили отказ на выдачу лицензий. Под лозунгом борьбы с серыми схемами Федеральная служба страхового надзора фактически уничтожила это сегмент рынка, отмечали участники круглого стола. В результате, компании начали "уходить в тень", нанося, таким образом, ущерб государству, так как перестали платить налоги.
Присутствовавшие на мероприятии представители страховых компаний выражали недоумение в связи с неясными критериями отбора компаний-"нарушителей", которые зачастую лишаются лицензий, а потом выигрывают суды, юридически, таким образом, оказываясь правыми. Тем не менее, представитель Федеральной службы страхового надзора Виталий Меленкин заявил, что говорить о "ликвидации" страхового рынка в России нельзя: отказы в выдаче лицензии и их отзыв были, по его словам, вызваны формальными причинами, и не имеют ничего общего с какой-либо стратегией ФССН по "зачистке страхового рынка" в России. Несмотря на то, что дискуссия между представителем ФССН и страховщиками оказалась достаточно острой, по итогам круглого стола им все же пришлось прийти к некоторому согласию: страховщики предложили как можно скорее разработать четкую законодательную базу, а ФССН в лице своего представителя, в свою очередь, одобрила это предложение и обязуется рассмотреть возможности его реализации. Участники круглого стола выразили надежду на то, что по результатам обсуждения предложения действительно будут реализованы и ситуация на страховом рынке России станет более определенной.