Презентация проекта ПРООН и Агентства Глобального экологического фонда Международного фонда спасения Арала (ГЭФ-МФСА) "Оценка национального и международного содействия в регионе Аральского моря" состоялась в Ташкенте. "На этой встрече впервые вместе собрались участники свыше полусотни инициатив, реализованных и реализуемых в стране. Ученые-экологи единодушны во мнение - помощь не эффективна. Детальный анализ намечен в ходе полугодового исследования", - сообщил корреспонденту ИА REGNUM 8 февраля исполнительный директор ГЭФ-МФСА Усман Буранов.

По его словам, попытка координировать донорскую помощь предпринималась в 2003 году. Тогда Министерство иностранных дел Узбекистана обратилось к главам дипломатических представительств в Ташкенте с предложением "для повышения эффективности, координации, общей стратегии" согласовывать с агентством ГЭФ-МФСА проекты и программы, связанные с Аральским морем. Тогда эта попытка провалилась.

По мнению различных экспертов, вклад зарубежных доноров по разным темам за минувшие 15 лет составил в $330 млн. Но реальных практических дел сделано очень мало.

Участники встречи отметили, что "с учетом зарплат западным экспертам и консультантам неизвестно, кто кому помогает". Между тем положительно оценен проект "Реконструкция дна Аральского моря" Германского общества по техническому сотрудничеству (GTZ). При их поддержке с 2000 года осуществлены лесопосадки на 26 тысячах гектарах обнаженного дна Аральского моря.

"Если из шестисот тысяч гектаров осушенного дна засадить пустынными растениями половину, то ветровая эрозия прекратится. Мы доказали, что такие проекты можно финансировать. Для отслеживания прогресса в 2006 году ввели новый компонент: по изучению всего осушенного дна Арала с помощью космоснимков и наземных исследований", - считают организаторы этого проекта.

Большой эффект дал проект агентства ГЭФ-МФСА по созданию малых локальных водоемов по береговой линии в дельте Амударьи. Были насыпаны десятки километров дамб, построены гидротехнические сооружения. В результате создана озерная система, куда вошли заливы Ажибай, Муйнакский, Рыбачий, водохранилище Междуреченское, озера Судочье, Караджар, Маржанкол и еще несколько. Благодаря воде развиваются промышленное охотоводство, пушное звероводство и рыбная отрасль.

"Приаралье остается зоной глобальной экологической катастрофы, последствия которой будут ощущать не только в регионе, но и далеко за его пределами. Важно, чтобы международные проекты в этом опирались на практическую целесообразность, давали максимальную отдачу", - заключил Буранов.