Новая транскавказская дорога угрожает всемирному природному наследию

Краснодар, 6 Февраля 2006, 17:13 — REGNUM  Согласно информации, опубликованной на сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), 25 января 2006 года вышел приказ этой службы о начале государственной экологической экспертизы "Обоснования целесообразности строительства автодорог, соединяющих горные курорты Северного Кавказа с Черноморским побережьем по направлению Черкесск-Адлер". Срок экспертизы - 3 месяца. Председатель экспертной комиссии - Гольдман. 27 января состоялось ее первое заседание.

Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM представитель Экологической вахты по Северному Кавказу, таким образом, стартовала ключевая процедура по согласованию обоснования инвестиций строительства автодороги Черкесск-Адлер. Этот же проект часто фигурирует под другим названием: автодорога Минеральные Воды - Красная Поляна.

Проект, инициированный в 2001 году властями Карачаево-Черкесской Республики и поддержанный на федеральном уровне, несет, по мнению экологических активистов, колоссальную угрозу дикой природе Западного Кавказа. Шесть из девяти рассматриваемых в обосновании инвестиций возможных вариантов трассы автодороги Черкесск-Адлер затрагивают территорию Кавказского биосферного заповедника и объекта Всемирного Природного Наследия "Западный Кавказ". Два из этих шести вариантов признаны приоритетными. Это вариант №6 по маршруту Черкесск - Курджиново - Дамхурц - озеро Импси - озеро Кардывач - Красная Поляна и вариант №5 по маршруту Черкесск - Псебай - Даховская - плато Лагонаки - Солох-Аул - Дагомыс. Вариант №6 активно лоббируют власти Карачаево-Черкесии, вариант №5 - власти Адыгеи. Остальные варианты трассы фактически выступают в роли статистов для создания видимости всестороннего рассмотрения этого вопроса. Строительство автодороги по любому из "приоритетных" вариантов с экологической точки зрения совершенно неприемлемо, - сообщает Андрей Рудомаха, - так как ведет к хозяйственному освоению огромных массивов девственных заповедных земель, что нанесет невосполнимый ущерб уникальному биологическому разнообразию региона.

Данный проект уже давно вызывает обеспокоенность российской экологической и научной общественности. Чтобы осуществить правовую и научную оценку этого проекта, Экологическая Вахта по Северному Кавказу весной 2005 года официально зарегистрировала общественную экологическую экспертизу обоснования инвестиций в строительство автодороги Черкесск-Адлер. В состав экспертной комиссии вошло большое количество авторитетных ученых из Северо-Кавказского региона и Москвы. Однако, несмотря на обязательность предоставления материалов на экспертизу, заказчик этого проекта - "Управление федеральных автомобильных дорог на территории Карачаево-Черкесской Республики" - отказался предоставлять материалы на общественную экспертизу. Неоднократные обращения Экологической Вахты по Северному Кавказу в Прокуратуру Карачаево-Черкесии, которая должна была принять меры по устранению грубых нарушений законности со стороны данного Управления, оказались безуспешными. Прокуратура отказалась принимать какие-либо меры в отношении незаконных действий заказчика проекта автодороги.

После этого Экологическая Вахта направила иск в городской суд Черкесска. Начался процесс долгой судебной волокиты по этому элементарному в правовом отношении делу. Городской суд Черкесска дважды необоснованно отказывал в иске. Не помогла и апелляция в Верховный суд Карачаево-Черкесии. Очевидно, все эти органы не посмели пойти против воли местных властей. Таким образом, проведение общественной экологической экспертизы было заблокировано. Понимая абсолютную незаконность реализации проекта строительства автодороги Черкесск-Адлер через Кавказский заповедник, власти Карачаево-Черкесии боролись с возможностью проведения общественной экологической экспертизы так, как будто она имела решающее значение для судеб этого проекта.

Вопрос о возможности строительства этих дорог обсуждается в Государственной Думе и Правительстве РФ. Фактически в обеих республиках это строительство уже началось под маркой реконструкции формально других дорог. В Карачаево-Черкесии за счет федеральных средств уже реконструирован начальный участок дороги от Черкесска до Усть-Джегуты. В Адыгее из средств федерального бюджета реконструирован подъезд к поселку Каменномостский. Масштабы этих "реконструкций", на порядок превышающие реальные транспортные потребности на этих участках, явно свидетельствуют о том, что речь идет о дорогах далеко не местного значения. Да и официальные лица этих республик не особо скрывают, что эти работы ведутся с прицелом на будущее строительство транскавказской дороги через территорию Кавказского заповедника. В январе 2006г. парламент Адыгеи принял Обращение к Президенту РФ, Председателям обеих палат Федерального Собрания РФ, Председателю Правительства РФ с просьбой рассмотреть вопрос финансирования строительства автодороги "Черкесск - Псебай - Даховская - плато Лаго-Наки - Солох-Аул - Дагомыс - Адлер" в размере 69,7 млрд. рублей за счет средств Инвестиционного фонда федерального бюджета.

Чрезвычайно важную роль в решении выбора трассы данной автодороги играет позиция Краснодарского края, территорию которого дорога Черкесск-Адлер по любому из вариантов не может миновать. Раньше краевые государственные структуры ясно выступали против строительства дороги через заповедник, настаивая на необходимости коренной реконструкции автодороги Майкоп-Туапсе. Однако в последнее время позиция краевых властей начинает меняться, и отдельные чиновники начали активно поддерживать строительство автодороги через плато Лагонаки. В нынешней конкурентной борьбе властей Карачаево-Черкесии и Адыгеи за то, какой из вариантов трассы автодороги будет выбран, это изменение позиций усиливает опасность строительства автодороги через плато Лагонаки.

"Приоритетные" варианты №5 и №6 ущербны не только по экологическим и правовым основаниям. Оба этих варианта не приемлемы и с экономической точки зрения. Вариант №6 через озеро Кардывач предполагает строительство двух тоннелей общей длиной 12,6 км. Строительство этих тоннелей в сложных геологических условиях продлится десятилетия и потребует колоссальных средств, что совершенно не оправданно. Вариант №5 через плато Лагонаки в условиях высокогорья, где снежный покров в зимний период достигает 6, а на отдельных участках и 10 метров, делает невозможной нормальную эксплуатацию этой дороги в зимнее время. Оба этих варианта являются наиболее дорогостоящими.

По сообщению того же источника, экологические общественные организации не являются непримиримыми противниками строительства автодороги Черкесск-Адлер как таковой. Они не отрицают необходимости улучшения транспортного сообщения между горными курортами Северного Кавказа и курортами Кавказских Минеральных Вод с Черноморским побережьем. Однако это не должно быть сделано ценой нанесения невосполнимого ущерба Всемирному Природному Наследию, грубого нарушения федерального законодательства и неоправданной растраты государственных средств. Общественность поддерживает варианты трассы дороги Черкесск-Адлер по маршрутам №3 и №7, которые не предполагают масштабного вмешательства в дикую природу и не противоречат федеральному законодательству.

Судьба проекта дороги Черкесск-Адлер в настоящее время во многом в руках экспертной комиссии Росприроднадзора. Члены этой комиссии юридически являются независимыми экспертами и обязаны дать объективную и обоснованную оценку представленному на экспертизу обоснованию инвестиций.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
17.01.17
Песков о заявлении советника Трампа: «Русские предпочитают деликатесы»
NB!
17.01.17
Американский F-22 уступает российскому Су-35 — War is Boring
NB!
17.01.17
Лавров рассказал о шпионаже и любви к регионам сотрудников посольства США
NB!
17.01.17
Бывший замдиректора ЦРУ предложил Путину «подарить» Трампу Сноудена
NB!
17.01.17
Лавров рассказал об отвратительных эпизодах вербовки дипломатов в США
NB!
17.01.17
«Принцип Маннергейма»: на Урале чествуют пособника власовцев
NB!
17.01.17
Бразилия: Страну спасет «настоящий полковник»?
NB!
17.01.17
«США теряют преимущество в военной технике»
NB!
17.01.17
Армия готова защитить граждан РФ в случае угрозы, уверены 92%: опрос
NB!
17.01.17
Поиски Boeing МН370, пропавшего в 2014 году, приостановлены
NB!
17.01.17
«Нет реабилитации нацизма!» Активисты пикетируют «Ельцин-центр»
NB!
17.01.17
МИД РФ назвал «истерикой» подборку слов Трампа о России
NB!
17.01.17
В районе Якутии школьников недокармливали
NB!
17.01.17
«Рубль сдал позиции»
NB!
17.01.17
Обама покидает Белый дом с симпатиями 58% граждан США
NB!
17.01.17
Юань продолжает стремительно дешеветь по отношению к доллару США
NB!
17.01.17
Советник Трампа считает, что санкции США сплотили народ России
NB!
17.01.17
Порошенко считает, что украинцы «могут разочароваться» в Европе
NB!
17.01.17
Операция «Буря в пустыне»: Роковое решение и уничтожение Ирака
NB!
17.01.17
Как обустроить Палестину? Никак!
NB!
16.01.17
«Денег нет, но вы держитесь»: эксперты о прощальном визите Байдена в Киев
NB!
16.01.17
Триллион иен: цепкий плен обещаний Японии