Скандал вокруг публикации карикатур на мусульманского пророка Мухаммеда, начавшийся в сентябре 2005 г. с появлением 12 карикатур в датской газете Jyllands-Posten и разгоревшийся с новой силой в январе после перепечатки этих карикатур во французской газете France Soir корреспонденту ИА REGNUM3 февраля прокомментировали российские ученые - востоковеды.

"Я считаю, что и реакция неадекватная, и делать этого было не стоит" - заявила зав. сектором Института востоковедения РАН Ирина Звягильская. "Этот скандал уже не нов: эти карикатуры были опубликованы достаточно давно, и уже было выражено крайне негативное отношение всего мусульманского мира, связанное и с конъюнктурными причинами, в частности, с тем, что произошло в Палестине - приходом к власти исламистов. С одной стороны, мне кажется, что никакая свобода слова не является извинением для того, чтобы каким-то образом обижать верующих. И не важно, к какой религии они относятся - исламу, христианству. Если есть люди, которых такие вещи обижают, мне кажется, что этого делать не стоит. Но, одновременно, я должна сказать, что и реакция, конечно, не вполне адекватна тому, что было сделано, потому что говорить о том, пусть извинится то или иное правительство, бойкотировать представительство ЕС, бойкотировать товар той или другой стороны, мне кажется, что это перебор. В конце концов, из достаточно незначительной вещи был раздут достаточно большой скандал. И это продолжается: с одной стороны, резкие выступления против того, чтобы такие вещи публиковались, причем уже против стран, в которых это происходит, это очень важно, а с другой стороны, журналисты в других странах уже стали это перепечатывать. То есть идет раздувание этого конфликта", - сказала Звягильская.

Директор Института Израиля и Ближнего Востока Евгений Сатановский заявил ИА REGNUM: "Во-первых, карикатура на пророка Мухаммеда как карикатура на Иисуса Христа или любого другого религиозного деятеля, числящимся великим пророком в той или иной религии, не является чем-то безумно гениальным. Строго говоря, идея о том, что это неэтично абсолютно правильна. Журналисты, корреспонденты, СМИ, наверное, исходить из того, что они не живут в вакууме и не все живут в том мире, в котором живут приверженцы воинствующего атеизма или того или другого культа. В конечном счете, чем Мухаммед виноват в том, что журналисты искренне полагают возможным его оскорбить? Да, это оскорбление верующих, да, это крайне некрасиво и абсолютно неэтично. При этом реакция в значительной части исламского мира была не менее неадекватной, потому что я видел репортаж вчера из Газы, когда говорили: "в знак если не..., то тогда мы пойдем громить церкви в Газе". Простите, церкви в Газе или не в Газе здесь причем? Это что, христиане из Газы что ли публиковали эти карикатуры в датской, французской и всех остальных газетах? Это еще более беспрецедентный ответ. То же самое атака на представительство ЕС. Неадекватность, которая должна быть пресечена властями Палестины, если они есть в Палестине, и в других странах. И это заставляет нас задуматься, а в каком мире вообще возможен диалог, потому что оскорбительное слово есть безумно плохая вещь, оскорбительная карикатура вещь не менее не достойная, но погром в ответ невинных есть преступление, ответить на который уже следует точно таким же вооруженным путем. Здесь можно вспомнить о том, как плененный в свое время глава тогдашних чеченских сепаратистов имам Шамиль, когда были погромы христиан в Сирии, в Ливане, поднял свой голос в защиту христиан. И вовсе не потому, что его кто-то принуждал, считая это недостойным и неправильным, противоречащим духу ислама. И в этом его великий лидерский потенциал, и за что его можно было уважать как мусульманина и как вождя мусульман". "Сегодняшняя ситуация такова: солидарность журналистская, солидарность европейцев против Ближнего Востока привела к тому, что эти карикатуры теперь тиражированы. Но нельзя забывать, что газеты арабского мира полны карикатурами на Израиль и евреев в абсолютно гитлеровском плане. Взаимная ненависть, взаимные насмешки, взаимные издевательства, подстрекательства к уничтожению, презрению, ксенофобии, к огромному сожалению, идут не только и не столько из Европы. Просто европейцы перестали быть политически корректными. Это надо учитывать. Видимо какой-то порог терпения у Европы кончился. Обычно, когда у европейцев какой-то порог терпения прекращается, то они ведут себя так, что их бывшие колонии с грустью вспоминают те времена, когда они входили в состав тех или иных империй. Достаточно вспомнить об операциях французского легиона в Индокитае, и на территории черной Африки. Не самые светлые страницы, и такие операции, на самом деле, были сравнительно недавно. Не следует преувеличивать цивилизованность европейцев. Порог терпимости сломан. И вот в этом наверное вина тех экстремистких групп, которые много что организовывали в Европе, включая те бунты во Франции, когда горели тысячи машин, и которые одни называли Интифадой во Франции, а другие, в частности, газета L'Humanité, вспоминая марксисткие времена кричали об исключительно социальных условиях, к которым никакое отношение не имеет ни религия, ни жизнь в исламских алжирских, марокканских анклавах пригородах французских городов. Ответ получен. Началось очень жесткое противостояние и вот эти карикатуры не более, чем часть игры", - отметил эксперт.