"Как юрист я утверждаю, что на скамью подсудимых сели далеко не все сотрудники милиции и прокуратуры, которым следовало там оказаться", - заявил на пресс-конференции в Москве 30 января глава Комитета против пыток Игорь Каляпин, комментируя решение суда по делу о пытках, которым был подвергнут в милиции года нижегородец Алексей Михеев, ставший в результате этого инвалидом. Напомним, что двое бывших оперуполномоченных Ленинского РОВД Нижнего Новгорода Сомов и Костерин осуждены к четырем годам лишения свободы каждый.

Коснувшись последовавшего 26 января решения Европейского суда по правам человека, удовлетворившего жалобу Михеева на пытки и многолетнее затягивание расследования, Игорь Каляпин отметил: "Для того, чтобы считать это дело победой, нам, Комитету против пыток, надо добиться, чтобы виновной наконец была признана не наша страна, а те люди, которые выставили ее в таком свете перед Европейским судом".

В частности, как сообщает корреспондент ИА REGNUM, в ходе пресс-конференции были названы фамилии бывшего заместителя прокурора Нижегородской области Муравьева (ныне покойного) и заместителя начальника ГУВД области Сибирева. По словам Алексея Михеева, они побывали в Ленинском РОВД Нижнего Новгорода в промежутке между двумя допросами и были в курсе того, что к арестованному применяются пытки, однако ничего не сделали для того, чтобы прекратить жестокой обращение с ним. Между тем само их присутствие, по мнению правозащитников, стало причиной упорного стремления прокуратуры замять дело Михеева. "Власти этих чиновников, их ресурса неприкосновенности хватало на то, чтобы вся команда, работавшая с Михеевым, оказалась в неприкосновенности", - отметил Игорь Каляпин.

Кроме того, сообщил он, Комитет против пыток намерен добиваться привлечения к уголовной ответственности Сергеева и Шапкина - следователей, которые вели дело Михеева и допускали сознательное искажение свидетельских показаний.

В то же время, как сообщил ИА REGNUM Алексей Михеев, он не планирует обращаться с иском о возмещении морального и материального вреда непосредственно к осужденным Сомову и Костерину. "Они были лишь исполнителями и действовали по приказу", - сказал он.

Напомним, что бывший сотрудник ГИБДД Нижнего Новгорода Алексей Михеев в сентябре 1998 г. был задержан по сфабрикованному обвинению и подвергся пыткам, с помощью которых сотрудники Ленинского РОВД города вымогали у него признание в убийстве, которого он не совершал. В отчаянии молодой человек выбросился из окна и получил травму позвоночника, в результате которой оказался прикованным к инвалидному креслу. В течение семи лет дело по обвинению сотрудников милиции в пытках прекращалось и вновь открывалось двадцать раз. Благодаря активности правозащитников из Нижегородского комитета против пыток, оно все-таки было доведено до суда. В ноябре 2005 года двое бывших оперуполномоченных Ленинского РОВД, пытавшие Михеева, были осуждены. 27 января 2006 г. приговор вступил в законную силу.

26 января 2006 года Европейский суд по правам человека вынес решение по делу "Михеев против России", в котором установил, что к Алексею Михееву сотрудниками милиции применялись пытки, после чего Российская Федерация не обеспечила гражданину право на эффективную защиту и право на рассмотрение дела в разумные сроки. Европейский суд обязал Российскую Федерацию выплатить Алексею Михееву компенсацию материального и морального ущерба в сумме 250 тыс. евро. Жалоба по делу Михеева была подана в Страсбургский суд при помощи Комитета против пыток в 2001 году.