Уважаемый Сергей Михайлович! Уважаемые коллеги! На Ваше рассмотрение представлен проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект), которым предлагается внести 13 изменений и 8 дополнений в 13 статей, действующей редакции Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, с целью приведения его в соответствие с Федеральным Конституционным законом от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" (далее - ФКЗ), Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (далее - УК РФ), Федеральным законом от 18 декабря 2001 года № 177-ФЗ "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении УПК РФ), а также с целью устранения существующих внутренних противоречий и пробелов в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее - УПК РФ). Предлагается одновременно доложить проект Федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".

Для приведения УПК РФ в соответствие с подсудностью дел военным судам (статья 7 ФКЗ), в том числе окружному (флотскому) военному суду (статья 14 ФКЗ) и гарнизонному военному суду (статья 22 ФКЗ), предлагается части седьмую и восьмую статьи 31 УПК РФ изложить в новых редакциях. Во-первых, военным судом рассматривается уголовное дело по обвинению группы лиц, если хотя бы одно из них, является военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, по желанию других лиц уголовное дело в отношении них выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции, но если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается военным судом. Во-вторых, военным судам, дислоцирующимся за пределами Российской Федерации подсудны все уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации. Кроме того предлагается дополнить часть третью статьи 118, предоставив возможность осуществлять через соответствующий гарнизонный военный суд наложение денежного взыскания и обращение залога в доход государства в установленном порядке. Действующая редакция УПК РФ не учитывает, что судьи военных судов (статья 26 ФКЗ), следователи и прокуроры военных прокуратур являются военнослужащими, поэтому решение о возбуждении в отношении них уголовного дела либо привлечение их в качестве обвиняемых, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, должно приниматься на основании заключения соответственно либо коллегии из трех судей окружного (флотского) военного суда либо судьи соответствующего гарнизонного военного суда. В целях реализации данных положений законопроектом вносятся дополнения в пункты 5 и 10 части первой статьи 448 УПК РФ.

Для приведения УПК РФ в соответствие с УК РФ предлагается пункт 10 статьи 5 УПК РФ изложить в новой редакции, полностью соответствующей норме материального права, примечанию к статье 139 УК РФ, так как в действующей редакции пункта жилищем является помещение, используемое для постоянного или временного проживания, а к последним могут быть отнесены и такие помещения, которые по нормам иных отраслей законодательства (жилищного, уголовного и т.д.) не относятся к жилью, но используются определенной категорией граждан для проживания (гаражи, сараи, чердаки, подвалы, канализационные коммуникации и т.п.), что приводит к некоторой двусмысленности в понимании этой нормы и проблеме с правильностью ее применения, в частности, при осмотре, обыске, выемке и производстве иных следственных действий, проводимых в жилище, которые требуют судебной санкции. Кроме того предлагается внести изменение в статью 25 УПК РФ, допускающую прекращение уголовного дела в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления не только небольшой, но и средней тяжести, если они примирились с потерпевшим и загладили причиненный ему вред, что противоречит статье 76 УК РФ, в соответствии с которой прекращение уголовного дела по указанному основанию допускается лишь в случае совершения впервые преступления только небольшой тяжести. Вносится изменение и в часть вторую статьи 432 УПК РФ, предусматривающую возможность судом освободить несовершеннолетнего осужденного от наказания и направить в специальное воспитательное учреждение закрытого типа на срок до наступления совершеннолетия, но не более трех лет, тогда как статья 92 УК РФ устанавливает иное ограничение - максимальный срок наказания, предусмотренный УК РФ за преступление, совершенное несовершеннолетним. Кроме того, вопросы, касающиеся срока применения принудительных мер воспитательного характера, являются предметом регулирования норм уголовного, а не уголовно-процессуального права.

Законом о введении УПК РФ предусмотрено участие в уголовном судопроизводстве до 1 января 2004 года коллегии в составе судьи и двух народных заседателей при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, наделение народных заседателей при осуществлении правосудия всеми правами судьи, установленными УПК РФ и порядок заявления им отвода. Однако УПК РФ вопросы участия народных заседателей при рассмотрении уголовных дел в судах вообще не регулируются, хотя порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается УПК РФ (статья 1 УПК РФ) и кроме того суд, прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ (статья 7 УПК РФ). В целях устранения данного противоречия часть вторая статьи 30 УПК РФ дополняется соответствующим пунктом 5, а также новой седьмой частью о правах народных заседателей. Принятие законопроекта с данными поправками требует внесения дополнения в Закон о введении УПК РФ. Соответствующий проект федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" разработан и представлен вам на рассмотрение. В нем предлагается Закон о введении УПК РФ дополнить статьей 9, предусматривающей временный характер действия пункта 5 части второй и части седьмой статьи 30 УПК РФ до 1 января 2004 года.

Для устранения существующих внутренних противоречий и пробелов в УПК РФ предлагается внести ряд изменений и дополнений в его статьи. В пункте 38 статьи 5 УПК РФ при определении понятия розыскные меры не предусмотрено применение их прокурором либо органом дознания по его поручению, что не соответствует понятию прокурор и его функциям по осуществлению уголовного преследования (пункт 31 статьи 5 и часть вторая статьи 238 УПК РФ, абзац седьмой части второй статьи 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"). Цель их проведения не ограничивается установлением лица, подозреваемого в совершении преступления, а также заключается в установлении места нахождения или места пребывания подозреваемого или обвиняемого (пункты 1 и 4 части первой, часть вторая статьи 238 УПК РФ). Предлагается дополнить часть четвертую статьи 7 УПК РФ словом "Приговоры", так как его не оказалось в перечне актов суда, на которые в соответствии с частью первой статьи 297 УПК РФ распространяются требования законности, обоснованности и справедливости, а также новой частью пятой предусматривающей, что незаконное вмешательство в деятельность суда, прокурора, следователя, дознавателя влечет уголовную ответственность по статье 294 УК РФ. Кроме того статья 22 УПК РФ дополняется нормой, о том что потерпевший, его законный представитель и (или) представитель по уголовным делам частного обвинения вправе не только выдвигать и поддерживать обвинение, но равно отказаться от обвинения, что соответствует части второй статьи 20 и статье 25 УПК РФ. Пункт 2 части первой статьи 39 УПК РФ излагается в новой редакции, так как начальник следственного отдела является должностным лицом, возглавляющим соответствующее следственное подразделение (пункт 18 статьи 5 УПК РФ), а отмена необоснованных постановлений следователя является прерогативой надзирающего прокурора (пункт 10 части второй статьи 37 УПК РФ), но не руководителя следственного отдела, который в соответствии с функциональными обязанностями начальника дает поручение следователю о возобновлении производства по уголовному делу. Пункт 1 части второй статьи 75 УПК РФ отнес к недопустимым доказательствам все без исключения показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника и не подтвержденные ими же в суде, но такое правовое последствие не может иметь место, если подозреваемому, обвиняемому своевременно и в установленном законом порядке разъяснено право на защиту и они заявили о своем нежелании иметь защитника в период всего предварительного следствия, дознания или во время производства конкретного следственного действия, кроме случаев, когда участие защитника является обязательным либо отказ от его помощи связан с соображениями материального характера (статьи 50-53 УПК РФ), так как в противном случае следователь, дознаватель и прокурор, чтобы не ставить собранные ими доказательства под угрозу признания судом недопустимыми, вынуждены будут проводить с участием защитника все следственные действия с подозреваемыми, обвиняемыми против воли и желания последних, таким образом речь пойдет о замене права подозреваемого, обвиняемого на защиту их обязанностью иметь защитника, что противоречит требованиям части первой статьи 48 Конституции Российской Федерации. Предлагается исключить часть вторую статьи 104 УПК РФ, предусматривающую возможность избрания меры пресечения в виде наблюдения командования в отношении подозреваемого или обвиняемого лишь с их согласия, так как наблюдение командования воинской части является мерой уголовно-процессуального принуждения для обеспечения уголовного судопроизводства, поэтому получение согласия подозреваемого или обвиняемого ничем не мотивируется и затрудняет процессуальную деятельность дознавателя, следователя, прокурора и суда. В статье 107 УПК РФ не предусмотрен срок, на который в качестве меры пресечения применяется домашний арест, процедура и механизм реализации меры пресечения в виде домашнего ареста, а также порядок его продления, но данная мера пресечения заключается в ограничениях, связанных со свободой передвижения подозреваемого и обвиняемого, то есть в ограничении их конституционных прав и свобод, поэтому дополнением части второй на эту меру пресечения распространяются порядок и сроки, применяемые при заключении под стражу. Предлагаемые Комитетом по правовым и судебным вопросам законопроекты в соответствии с Регламентом Совета Федерации были разосланы во все Комитеты и Комиссии, правовое управление Совета Федерации и рекомендуются Совету Федерации для внесения в Государственную Думу в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации в соответствии с частью первой статьи 104 Конституции Российской Федерации.