Межведомственная разобщенность в управлении государственным предприятием Российская телерадиовещательная сеть (ФГУП "РТРС") становится все более нетерпимой в условиях, когда телерадиовещание России стоит на пороге осуществления крупного проекта общенационального масштаба - перехода на цифровые технологии. Правительство должно, наконец, определиться, кто наделен полномочиями и, следовательно, отвечает за реализацию проекта, по масштабам сравнимого с планом ГОЭЛРО, осуществленным в советское время. Об этом говорится в заявлении пресс-службы РТРС, поступившем в редакцию ИА REGNUM. Далее приводим его текст.

"В 2001 году всем, кто определял тогда пути развития телерадиовещания в стране, было понятно, что близится переход на цифровые технологии, а инфраструктура эфирного вещания, созданная в середине прошлого века, не только к этому не готова, но и продолжает ветшать. Для ВГТРК, в составе которой тогда находились около 100 региональных телевизионных и радио - передающих предприятий, их деятельность была непрофильной, а потому - второстепенной. Отметим, что в ведении ВГТРК было больше 8 тысяч антенно-мачтовых сооружений, почти 16 тысяч передатчиков, 20 тысяч гектаров земли под инженерными сооружениями. Причем, раньше башни часто строились в центре городов, а значит, земля не дешевая. Вся эта гигантская и дорогая инфраструктура - плод усилий страны, создавшей на своих бескрайних просторах телерадиовещательную сеть с единым управлением, не имеющую аналогов в мире. Она до сих пор обеспечивает вещание почти полутора тысяч телевизионных и радиокомпаний от Калининграда до Сахалина, а, благодаря мощному радиовещанию, охватывает всемирную аудиторию в 109 миллионов человек.

В августе 2001 года Указом Президента создана Российская телевизионная и радиовещательная сеть - государственное предприятие, директором которого назначен Геннадий Скляр - человек, не связанный в прошлом с телекоммуникационным сообществом. Так как оно, это сообщество, еще при рождении РТРС не могло поделить власть над этим колоссальным ресурсом. Два министерства - Мининформсвязи и Минкультуры - боролись за право владеть технической частью информационной машины страны, вхожей в каждый дом. В 2004 году в ходе административной реформы министр Леонид Рейман вновь настаивал на подчинении РТРС Мининформсвязи, но правительство решило иначе - РТРС вместе с ВГТРК, основным ее партнером, вошли в состав предприятий, подведомственных Министерству культуры и массовых коммуникаций.

Но проблема межведомственной разобщенности, когда одно ведомство отвечает за функционирование и модернизацию сети (Минкультуры), а другое вырабатывает правила и распоряжается частотным ресурсом (Мининформсвязи), - эта проблема, остроту которой подчеркнул руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций Борис Боярсков, выступая недавно на конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей, - осталась. Одним из ее проявлений стала трактовка Россвязью положений "Закона о связи", увязывающая присвоение радиочастот с лицензированием, что позволяет этому федеральному агентству возвращать РТРС ее заявки на радиочастоты без рассмотрения, а Россвязьнадзору - наказывать РТРС за вещание без разрешений, причем вещания в российской глубинке, где принимаются всего один - два канала. В октябре 2005 года Арбитражный суд Москвы решил, что Федеральное агентство связи неправо, и обязал выдать РТРС разрешения (по информации ComNews, на прошлой неделе апелляционная инстанция арбитражного суда отменила это решение, признав законным отказ Россвязи выдавать вещателям лицензии - прим. ИА REGNUM).

По оценке экспертов, стоимость проекта по переходу на цифровое телерадиовещание составляет $1,5 - 2 млрд. Причем это те деньги, которые государству придется вложить в свою сеть, чтобы цифровые услуги после модернизации были доступны всем телезрителям и радиослушателям. Модернизация на частные деньги в наших условиях невозможна: какая частная компания пойдет на долгосрочные инвестиции по созданию цифровой сети для распространения бесплатных государственных каналов, по обеспечению населения льготными цифровыми декодерами для телевизоров? Однако коммерческое использование цифровой сети позволит в дальнейшем в значительной мере окупить произведенные затраты. Такова позиция РТРС. У нас есть экономически оптимальная программа цифровой модернизации сети с опорой на эфирное вещание, выбранное для нашей страны тогда, когда создавалась сеть, и учитывающая ее пространственно-временные характеристики.

РТРС приступила к собственному спутниковому проекту - созданию специализированных малых спутников, что позволит примерно в полтора раза удешевить для вещателей и населения услугу по доставке телерадиосигнала "под ключ", в несколько раз увеличить количество телевизионных и радиопрограмм, распределяемых на территории России, и ускорить развитие регионального спутникового телевидения в стране. К созданию своих спутников РТРС подтолкнуло не только поручение Владимира Путина по созданию единого производственно-технического комплекса, не только необходимость предоставления услуг, за качество которых предприятие могло бы полностью отвечать перед конечным потребителем, но и позиция "Космической связи" (ГПКС), подведомственной Мининформсвязи. ГПКС не пускает РТРС на свои спутники, в течение четырех лет отказывается заключить с РТРС договор. В коммерческих целях создан новый телепорт на Дальнем Востоке, хотя страна уже располагает там телепортом РТРС. И никого не смутило, что расходы по ликвидации мощностей РТРС в регионе нанесут государству суммарный ущерб не менее 600 млн. рублей.

Возможно, Мининформсвязи право - зачем нужны частные предприятия, когда государственные или контролируемые государством предприятия ведут себя как вполне рыночные субъекты, если даже государственные органы в нашей стране могут позволить себе участвовать в конкурентной борьбе на стороне одного из участников. Тема не новая, и не только РТРС она касается. Нас она интересует не в теоретическом, а в сугубо прикладном аспекте: как государственному предприятию защитить себя от государства, ведущего себя подобно частному лицу?

В 2005 г. РТРС стала объектом давления, в котором участвуют ряд средств массовой информации и некоторые государственные органы. Так, в течение нескольких недель в шести центральных газетах ("Новые Известия", "Московская правда", "Парламентская газета", "Российская газета", "Новая газета", "Комсомольская правда") были опубликованы материалы, в которых сообщалось о нарушении РТРС действующего законодательства, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении обычаев делового оборота, о незаконности заключения сделок с зарубежными фирмами, нецелевом использовании бюджетных средств и федерального имущества, выводе средств в зависимые структуры, неправильном распоряжении частотным ресурсом, и даже о нанесенном РТРС ущербе государственной безопасности России и так далее.

Параллельно с выступлениями в прессе в РТРС развернулись проверки, проводимые по всей стране Департаментом экономической безопасности (ДЭБ) МВД России, его территориальными органами, налоговыми органами с участием сотрудников ДЭБ МВД. Журналист "Новых Известий" через депутата Госдумы Николая Павлова обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить факты собственной публикации. Прокуратура проверила и сообщила депутату, что факты, приведенные автором в статье, и доводы депутата, указанные в его обращении, не нашли своего подтверждения. Результаты ранее состоявшейся проверки предприятия Федеральной службой финансово-бюджетного надзора также не выявили нарушений. Последовавшие по обращению ДЭБ МВД проверки ряда региональных филиалов РТРС, проведенные с участием Роспечати, не подтвердили доводов следователей, а уголовные дела, возбужденные против руководителей трех филиалов РТРС, были прекращены прокуратурой вследствие отсутствия в их действиях состава преступления. Следует подчеркнуть, что ни одного постановления о проверках со стороны, к примеру, МВД, как это предусматривается приказами министра внутренних дел, в РТРС так и не увидели, зато у нас есть письмо ДЭБ МВД в территориальные органы с заданием выявить в наших региональных филиалах факты "злоупотреблений должностными полномочиями их руководителями, уклонения от уплаты налогов".

Своим обращением к Генеральному прокурору России (письмо от 1 июня 2005 г. № 134/01) Генеральный директор РТРС попросил о защите интересов государства в лице нашего предприятия. В конце 2005 года Общественная коллегия по жалобам на прессу при Союзе журналистов России рассматривала обращение РТРС, в котором указывалось на тенденциозность и недобросовестность публикаций названных СМИ, пользование непроверенной информацией (ни один из авторов не обратился в РТРС), на использование ими приемов, которые в просторечии называются "черным пиаром". Общественная коллегия в своем вердикте отметила, что она не исключает проведения против РТРС целенаправленной кампании. Отметим, что почти все газеты все-таки напечатали свои отклики на наши опровержения, кто под рубрикой "Работа над ошибками", кто в другой форме, а "Парламентская газета" даже опубликовала интервью генерального директора РТРС, за что мы ей, конечно, благодарны.

В октябре 2005 года "Новая газета" обратилась к теме недостроенной Екатеринбургской телебашни. Когда РТРС занялась этой проблемой, организовала обследование, предпроектные работы, начались обвинения о недобросовестности ее намерений. Счетная палата РФ также проявила заинтересованность и высказала мнение о передаче недостроя вместе с дорогой землей в центре города областной администрации: пусть достроит, инвесторов найдет. Несколько месяцев РТРС отбивалась от "инвесторов" в Сочи, которые решили на земле, находящейся в ведении предприятия, строить гаражи и начали строительство, притом без всяких разрешений. В этом случае федеральные органы власти помогли пресечь самодеятельность "деловых людей".

Это не единственный захват земель, на которых расположено недвижимое имущество, закрепленное за ФГУП "РТРС". Достаточно упомянуть многострадальный земельный участок в Москве в Южном Бутове. На нем уже более десяти лет идет самовольная застройка коттеджами участка и прилегающей территории с нарушением границ охранных зон, в местах прокладки трасс подземных линий связи. Сколько было звонков в РТРС с предложением "решить вопрос" в разных инстанциях, чтобы узаконить это строительство, сколько анонимных угроз генеральному директору Г. Скляру, даже дело уголовное было возбуждено против руководства московского филиала, в ведении которого находится объект.

Подводя итоги четырехлетней работы, можно сказать, что РТРС выполнила главную задачу, поставленную указом Президента страны, - обеспечила устойчивое вещание. Ушли в прошлое отключения телевещания за долги наших филиалов энергетикам. Началась реальная модернизация сети, мы вплотную подошли к переходу на цифровые технологии.

Отмечая в данном заявлении все непростые вопросы своей повседневной жизни, РТРС делает это с уверенностью в своих силах и в своем будущем. Мы состоялись и поэтому с нами борются всерьез. По-взрослому. Мы обращаем внимание общественности на те проблемы, которые из внутрикорпоративной плоскости переходят в политическую. Кому мешает РТРС, ее руководство? Тому, очевидно, кто стремится получить контроль над национальной телерадиовещательной сетью как бизнесом и политическим ресурсом. Для чего - это уже не наш вопрос".

Справка: ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" создано Указом Президента РФ в 2001 г. с целью организации доставки теле- и радиосигнала в любую точку России для обеспечения конституционного права граждан на доступ к информации. Государственный монополист - оператор теле-, радиосигнала несет ответственность за вещание основных федеральных каналов на всей территории России, государственных радиопрограмм в ближнем и дальнем зарубежье, обеспечение равного доступа к информации во время избирательных кампаний; содействует развитию региональных теле- и радиокомпаний за счет создания единого рынка контента.