24 января в Тирасполе в Доме Советов состоялось заседание всех руководителей лечебных учреждений Приднестровья, представителей Министерства здравоохранения и социальной защиты ПМР и депутатов Тираспольского городского совета, на котором обсуждалось реформирование системы здравоохранения ПМР. На заседании присутствовали глава администрации Тирасполя Виктор Костырко, председатель Совета народных депутатов Александр Щерба, заместитель председателя Совета народных депутатов Валерий Кузнецов, заместитель министра здравоохранения и социальной защиты Светлана Аркадьева, передает корреспондент ИА REGNUM.

В начале встречи Александр Щерба сказал: "Нам необходимо определить приоритеты и вектор взаимоотношений органов местных властей и Министерства здравоохранения. Также нам нужно решить, должна ли существовать местная система здравоохранения и если да, то как она должна функционировать".

Заместитель министра здравоохранения и социальной защиты Светлана Аркадьева, отвечая на поставленный вопрос, отметила: "Разработанная Министерством здравоохранения реформа во главу угла ставит улучшение качества медицинских услуг на основе целесообразного расходования бюджетных средств. Достичь этого можно при условии переноса центра тяжести со стационарной помощи на амбулаторно-поликлиническую. Другими словами, должен работать хорошо знакомый лозунг: "Болезнь легче предупредить, чем лечить". Поскольку высокий уровень здравоохранения не мыслим без стабильных источников финансирования, успешно функционирует обязательное медицинское страхование, которое, наряду с сокращением хозяйственных расходов и режимом жесткой экономии, способствует совершенствованию медицинской помощи в целом. В условиях рыночной экономики остро встает вопрос бесплатной медицинской помощи, хотя такой помощи не существует в принципе. Если не платит пациент, то за него платит либо государство, либо работодатель. Министерство здравоохранения разработало положение "О гарантируемом минимуме". В нем указан перечень медицинских услуг, за которые пациент не должен расплачиваться звонкой монетой. Бесплатными медикаментами обеспечиваются люди, страдающие такими заболеваниями, как: сахарный диабет, бронхиальная астма, психические отклонения, а так же инвалиды Великой Отечественной войны. Граждане, имеющие экстренные показатели оказания скорой медицинской помощи, также обслуживаются безвозмездно. Стоматологическую помощь бесплатно получают застрахованные граждане и их дети, дети до 18 лет, беременные и те лица, которым по законодательству предусмотрено бесплатное лечение.

В 2005 году на бесплатные медикаменты Министерством здравоохранения был затрачен 91 миллион рублей ПМР, в то время как государственным бюджетом был выделен 21 миллион. В 2006 году нами запланировано потратить на медикаменты 51 миллион рублей ПМР, государственные же средства из них составят опять-таки 21 миллион. Эти деньги пойдут также на государственные целевые программы по онкологии, ВИЧ, иммунизации и лечения кариеса у детей, а так же на совершенствование медицинской помощи нуждающимся в ней лицам. Также государство бесплатно гарантирует еще многое другое, в частности, это скорая медицинская помощь, лабораторная диагностика, амбулаторно-поликлиническое и стационарное лечение. На сегодняшний день финансирование этих проектов еще не начато, поэтому в дальнейшем этот вопрос мы планируем поднимать более серьезно".

По ходу заседания Александр Щерба отметил, что некоторые муниципальные лечебные учреждения передавали представителям Минздрава недовольство граждан в связи с тем, что "раньше если ты шел к кардиологу, то, выстояв очередь, как-то к нему все-таки пробивался. Сейчас прежде, чем попасть к нужному врачу, в соответствии с реформой, ты должен сначала пойти к терапевту, который, если посчитает нужным, отправит тебя к кардиологу. Приходится отстаивать как минимум две очереди, таким образом, на ожидание уходит очень много время".

Светлана Аркадьева в ответ на это сообщила: "Дело в том, что последнее время терапевты стали исполнять роль этаких координаторов. Вместо того чтобы лечить людей, ведь они специалисты широкого профиля, им приходится сразу же направлять больного к специалисту узкого профиля. В результате получается, что онкологи, кардиологи, психиатры, хирурги не могут справиться с таким количеством больных. Сейчас же терапевт лечит больного и лишь в случае, когда действительно нужна помощь так называемого "узкого специалиста", отправляет к нему. Я считаю, что реформирование системы здравоохранения уже показало прекрасные результаты и нуждается в дальнейшей разработке".

Подводя итоги встречи, депутаты горсовета и представители Минздрава единогласно решили, что необходимо их эффективное сотрудничество для успешного функционирования больниц, поликлиник, стационарных и амбулаторных лечебных учреждений.