Комитет беженцев-армян из Азербайджана направил письмо в ОБСЕ, ПАСЕ, а также сопредседателям Минской Группы ОБСЕ (МГ ОБСЕ) по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. ИА REGNUM приводит полный тест обращения:

"Уважаемые господа!

К вам обращаются беженцы-армяне из Азербайджанской ССР, представители оказавшегося в изгнании народа этой бывшей советской республики. Обращаемся к вам в дни трагической для нас даты. В 1990 году в эти январские дни в Баку свирепствовали армянские погромы. Кровавый январь 90-ого стал кульминацией начатого Турцией Геноцида армян Восточного Закавказья, когда она в 1918 году, пользуясь смутой Первой мировой войны, вторглась в Закавказье. На востоке Закавказья, который ныне именуется Азербайджаном, были сожжены сотни армянских и удинских деревень, истреблены их жители. Только в Баку, после его захвата турками, было убито более 30 тысяч армян. В прямых и завуалированных формах эту политику продолжали и "учрежденная" Турцией Азербайджанская Демократическая Республика, и Советская Азербайджанская Республика. В 1988-1991 годах советское руководство не просто бездействовало, как в случае сумгаитских погромов в феврале 1988 г., но и в некоторых случаях принимало непосредственное участие в актах массового насилия против армянского народа АзССР. Именно советские войска вместе с азербайджанским ОМОН-ом в 1991 году осуществили карательную операцию "Кольцо" в Нагорном Карабахе.

Распад СССР "подвел итоги" этой политики. В изгнании оказались сотни тысяч беженцев-армян из АзССР - целый народ, который был одним из учредителей этой советской республики как в силу своей численности и роли, которую он сыграл в политической, экономической и культурной истории Восточного Закавказья, так и в силу факта включения в пределы АзССР обширных армянских территорий (Нахичевань и Нагорный Карабах). В АзССР, образованной как общее государство для населяющих ее народов республики, армянский народ Азербайджана имел особый статус в ряду народов-соучредителей этой республики. За ним было признано право образовать национальную автономию с широкими правами - НКАО, как форму советской государственности и гаранта защищенности всего армянства АзССР.

Тоталитарный СССР не смог защитить права и свободы народов АзССР. Большевистский план создания Большого Азербайджана как трамплина экспансии на мусульманский Восток стал санкцией для захвативших власть в Баку и назвавших себя "азербайджанцами" местных татар (т.е. турков), чтобы претворить политику насильственной туркизации исповедующих ислам народов республики и вытеснить армян. Распад СССР и включение региона в сферу европейского влияния, включение урегулирования конфликта в повестку дня ОБСЕ вселило надежду в наши сердца. Мы надеялись, что Европа, верная признанным ею же ценностям Свободы, Демократии, Права, Равенства и Справедливости, сможет преодолеть пропагандистский натиск Баку, дойти до истины и назвать вещи своими именами. В начале 90-ых годов такая надежда имела определенные шансы быть оправданной. Оценки политики Баку были близки к истине.

Нелишне напомнить Резолюцию Европарламента от 21 января 1993 года:

"Европейский Парламент:

а) принимая во внимание трагическое положение 300 тысяч армян, насильственно изгнанных из Азербайджана; б) отмечая, что в районах, пострадавших от землетрясения в Армении 4 года назад, сложились тяжелые условия жизни; в) считая, что СБСЕ предпринимает попытки установить мир, создавая условия для переговоров между властями Азербайджна и Нагорного Карабаха; г) считая, что полная блокада со стороны Азербайджана и возникший вследствие этого экономический кризис имеют целью втянуть Армению в вооруженный конфликт,

1. Полностью поддерживает миротворческий процесс в рамках СБСЕ и призывает стороны, вовлеченные в конфликт, к немедленному прекращению огня.

2. Считает, что осуществляемая Азербайджаном жестокая блокада является нарушением международного права и требует от руководства Азербайджана немедленно прекратить блокаду.

3. Просит Европейскую комиссию представить Армении кредиты в рамках программы поддержки демократии (программа ТАСИС) и помощи населению (программа ЕХО)". (Official Jornal of Europian Communities, No C 42/165)

Сравните эту резолюцию Европарламента 1993 года с резолюцией, принятой ПАСЕ в январе 2005 года, где Армения названа оккупантом, чтобы осознать беспринципность Европы, ее скольжение к позициям Произвола и Лжи в карабахском вопросе.

Не мы должны доказывать вам, что в бывшей АзССР совершено преступление против человечества. Здесь совершен геноцид народа-соучредителя этой советской республики. За это преступление руководство АзССР должно было предстать перед международным трибуналом. В 1991 году в Баку решили, что наилучшим способом ухода от ответственности за содеянное является отказ от правопреемства АзССР, что они и сделали Декларацией о независимости от 30 августа 1991 года и в Конституционном акте о государственной независимости от 18 октября того же года. Этими актами они потеряли все юридические связи как с Нахичеваном, так и с Нагорным Карабахом - армянскими территориями, на определенных условиях переданными именно АзССР. В 1991 году великим державам и СБСЕ достаточно было указать на это обстоятельство, чтобы установить мир в регионе и предотвратить карабахскую войну. Но эти очевидные правовые факты были проигнорированы, Азербайджанская Республика была признана в границах АзССР, в которых в обход действующим по Нахичевану и Нагорному Карабаху международным договорам она не имела право состояться. Антиправовая позиция крупных держав стала своеобразным разрешением для Баку, чтобы развязать карабахскую войну - войну на истребление державших оборону карабахских армян и захват территорий не принадлежащих ей ни исторически, ни юридически, ни фактически. Принцип территориальной целостности, применяемый в отношении Азербайджанской Республики для урегулирования карабахского конфликта, в контексте указанных фактов зловеще меняет смысл, превращаясь из принципа Права, Мира и Стабильности в принцип территориальных захватов и прикрытия геноцида.

Лишенный своей родины армянский народ Азербайджана стал основной жертвой конфликта, который в международных кругах в угоду Баку нарекли карабахским конфликтом, тем самым из образа конфликта вытесняя наш вопрос. Все предложения ОБСЕ и ПАСЕ, в которых предусматривается возвращение перемещенных азербайджанцев-участников погромов и блокады Нагорного Карабаха, и ставится запрет на возвращение беженцев-армян в свои дома, отдают откровенным расизмом. Авторы этих проектов становятся соучастниками геноцида армянского народа Азербайджана.

Мы требуем от вас включить в повестку дня урегулирования карабахского конфликта вопрос о восстановлении попранных политических прав армянского народа Азербайджана и вопрос о моральной и материальной компенсации народу, трудом которого воздвигнуты города и села Азербайджана и создан его промышленный потенциал".