Протест граждан в связи с массовым мошенничеством фирм, строящих жилые дома, приобретает все более организованные формы. 11 января в суд была подана жалоба на крупную строительную фирму "Рамстрой". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, о подробностях этого дела рассказали в рамках пресс-конференции адвокат Станислав Маркелов, депутат Государственной Думы Олег Шеин и истец Елена Ногинская.

Сегодня в Москве, Московской области и других регионах России появляются не просто новые "пирамиды", а новая структура "пирамид", более того - фактически разрешенная российским законодательством, отметил Станислав Маркелов. Эта структура уже стала известна по некоторым громким делам. "Фактически сейчас любой человек может создать некую строительную фирму, получить деньги и устроить ту самую чехарду, в которую попала истица Елена Ногинская и многие соинвесторы, вложившие деньги в строительство квартир компанией "Рамстрой", - констатировал адвокат. - Это первое дело подобного рода, когда человек, заключивший договор со строительной фирмой и передавший ей крупную сумму денег, подает на нее в суд".

В прокуратуре сейчас находится более двух десятков таких дел, заведенных по строительным фирмам. Но прокуратура не может решить проблемы, порожденные российским законодательством, подчеркнул Маркелов; при этом схема отмывания денег строительными фирмами сегодня легальна в связи с пробелом в законодательстве. В договоре фирмы-застройщика и соинвестора, по словам адвоката, условия, связанные с невыполнением своих обязательств, изложены следующим образом: в случае, если фирма не выполнила в определенный срок своих обязательств, то обязательства возникают не у строительной фирмы, а у соинвестора. Он должен либо заключить новый договор на непонятно какой срок, либо может требовать выплаты денег - а деньги выплачиваются только после удовлетворения совокупных исков всех инвесторов и разрешения всех споров в отношении дела. В итоге фирма берет субподрядчика, который не выполняет условия, и дело, заведенное в арбитражном суде, может тянуться бесконечно долго. В итоге требования соинвесторов не будут выполнены никогда, заключил Маркелов. "Огромные суммы денег могут "висеть" тогда, когда квартира фактически готова. Квартиры не сдаются в эксплуатацию, в них селят людей со стороны, и фирма получает дополнительную прибыль, - добавил он. - Есть случаи, когда у соинвесторов требуют выкупать квартиру вторично и т.д. Такие схемы работают на легальных основаниях, они уже более сложные, чем простые пирамидальные схемы начала 90-х годов".

Несмотря на немалое количество заведенных уголовных дел, до сих пор я не знал ни одного случая, когда эти дела были бы доведены до суда, отметил адвокат. Самое печальное, по его словам, состоит в том, что законодатели за редким исключением не реагируют на создавшуюся ситуацию и не предпринимают никаких мер для того, чтобы этот пробел устранить. "Даже когда люди обратились в Госдуму за помощью, на их просьбу отреагировали только два депутата: Олег Шеин и Сергей Глазьев. Но этот вопрос в принципе не имеет идеологической окраски, его должны были бы поддержать все депутаты, независимо от фракции. Это просто наплевательское отношение к избирателю, - констатировал адвокат.

По словам Олега Шеина, ряд депутатов все же заинтересованы в том, чтобы предотвратить дальнейшее строительство "пирамид" на рынке жилья, но их усилия не всегда могут увенчаться успехом. "В весеннюю сессию Госдумы не включено рассмотрение существенных поправок к Жилищному и Градостроительному кодексам, предложенные депутатами "Родины", а также Сергеем Глазьевым, Галиной Хованской и т.д. Проблема - в оторванности власти от населения. Наши законодательные предложения, нацеленные на то, чтобы отрегулировать эту ситуацию, лежат под сукном с марта 2005 года.

По словам Елены Ногинской, квартира покупалась в начале 2003 года, была внесена полная сумма. Проблема заключалась в том, что между генподрядчиком и субподрядчиком не был заключен договор о передаче квартир, в результате чего субподрядчик ("Рамстрой") продавал квартиры незаконно. По этой схеме в подмосковной Щербинке было продано 27 квартир. На все претензии "Рамстрой" отвечает, что дом построен, квартиры принадлежат компании, а генподрядчик еще и должен "Рамстрою" деньги. Генподрядчик ("Стройметресурс") договор с "Рамстроем" расторг, опровергает его претензии, а соинвесторы тем временем не могут добиться ни денег, ни квартир ни от того, ни от другого.

Точная дата рассмотрения иска в суде еще не назначена, уточнил Станислав Маркелов, но то, что оно вообще направлено в суд - уже существенный шаг. Жаль только, что из всех пострадавших только одна женщина проявила такую решительность и добилась того, чтобы ее дело дошло до судебного разбирательства.