Спустя два года после первого в Калининграде, состоялось второе Всероссийское совещание капитанов портов в Новороссийске.

Тема совещания: "Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту капитанами морских торговых портов".

В свете того, что перевалка опасных грузов становится весьма значительной, понятна и актуальность разговора, в котором, кроме руководителя Департамента безопасности мореплавания Михаила Суслина, представителей пограничной и таможенной, службы санэпиднадзора и военно-морских сил, приняли участие 37 капитанов портов.

Южный регион включает в себя три незамерзающих моря, пять крупных портов, шесть транспортных коридоров, в том числе газо- и нефтепроводы.

То, что именно Новороссийск выбран базовым для такого совещания, - не случайно. Только за этот год количество опасных грузов, прошедших через порт, выросло почти на 40 процентов, и их количество неуклонно растет.

Ко всему экономисты считают, что развитие любого региона зависит от движения транспортных систем и финансовых потоков.

Однако именно эти факторы заставляют еще более пристальное внимание уделять организации государственного портового контроля за судоходством и порядком в портах. При анализе основных причин совершения аварийных случаев подтвердилось, что на первом месте стоит "человеческий фактор". Так, невыполнение требований немедленного отхода от причала при получении штормового предупреждения (что в условиях наших ветров не редкость) дает 15 процентов аварийных случаев.p>

Проблемным на сегодня является навигационно-гидрографическое обеспечение (НГО) морских путей, которое осуществляется Министерством обороны России.

В итоге морской администрации Новороссийска пришлось взять на себя работы по съемке рельефа дна внутренней акватории, районов якорных мест. За собственный счет построены семь новых СНО (средств навигационного оборудования), произведены ремонт 18 береговых объектов, замена плавучих предостерегающих знаков. Естественно встал вопрос о том, что вновь построенные объекты должны принадлежать МАПу, а не МО России. В настоящий момент этот вопрос не решен.

Актуальным является и вопрос об экологическом порядке в портах, особенно таком крупном, как Новороссийск. Основные случаи связаны с разливом нефти, хотя и отмечена тенденция к снижению.

Что касается опасных грузов, то, как отмечено на совещании, многочисленные, чаще имеющие политическую окраску разговоры о перевалке через Новороссийск ОЯТ, не имеют под собой почвы, поскольку наш порт не внесен в государственный реестр портов, через которые возможна перевалка ядерных отходов.

Идеология политики безопасности изложена в разработанной концепции развития Новороссийского транспортного узла до 2020 года, она включает элементы автоматизированной системы мониторинга гидрометеорологической обстановки на участках рискованного мореплавания.

Все вышеперечисленные и многие, пока не упомянутые, наработки новороссийской капитании и морской администрации сегодня могут являться базовыми для внедрения их в других портах России. Поскольку это не теоретические изыскания, а применяемые ежедневно на практике.

В то же время основной проблемой признается даже не столько материально-финансовая, сколько юридическая основа работы капитана порта. Существующие в последнее время многочисленные нормативно-правовые акты входят в противоречие с основным - Кодексом торгового мореплавания РФ (КТМ).

Новороссийская МАП совместно с капитанией, по словам заведующего лабораторией ЦНИИМФ (г. Санкт-Петербург), проделала "гигантскую работу, как по объему, так и по содержанию, и часть наработок именно новороссийцев предстоит внести в законодательные документы".

Высокую оценку работы в целом и в организации совещания дал начальник ДБМ Михаил Суслин. Что касается вопроса о приведении законодательных актов и регламентирующих документов в соответствие, исключающих противоречия и разночтения, то, по его словам, это потребует времени, но к концу года будет проделана основная часть работы, и к ней будут привлечены капитан порта Владимир Ярыгин, специалисты службы капитана и администрации морского порта.

Вопрос, вынесенный за рамки повестки совещания - "Реформирование государственного управления в морских торговых портах", был представлен пока лишь в рамках концепции.

В президиум поступило 220 предложений капитанов портов по этому вопросу. На сегодня можно только констатировать, что даже в концептуальном плане проблема не имеет стройности, аргументированности, а главное, четкого определения цели и обоснования необходимости возможной реформы.