Торшин ответил на вопросы, касающиеся расследования бесланской трагедии

Москва, 28 декабря 2005, 16:45 — REGNUM  28 декабря парламентская комиссия по расследованию причин и обстоятельств террористического акта 1-3 сентября 2004 г. в Беслане представила промежуточный отчет о своей работе с 20 сентября 2004 г. по 27 декабря 2005 г., сообщает корреспондент ИА REGNUM.

В состав комиссии входят 9 депутатов Госдумы и 11 членов Совета Федерации. Возглавляет ее запредседателя Совета Федерации Александр Торшин. Он отметил, что в ходе парламентского расследования были опрошены около 1 тыс. человек, среди них: Михаил Фрадков, Александр Жуков, Михаил Зурабов, Михаил Маркелов, Дмитрий Рогозин, Николай Андреев, Казбек Дзантиев, Виктор Соболев, Руслан Аушев, Таймураз Мамсуров, Александр Дзасохов, Николай Патрушев, Рашид Нургалиев, Станислав Кесаев, Игорь Иванов, Александр Балуевский, Леонид Рошаль. Общий объем стенограмм материалов комиссии составил свыше 800 страниц. Документ, представленный парламентариями сегодня, насчитывает 280 страниц.

Как ранее заявлял Александр Торшин, комиссия не может представить итоговый доклад в связи с отсутствием результатов трех экспертиз: пожаротехнической, взрывотехнической и комплексной ситуационной. Сегодня он сообщил, что ситуационная экспертиза была закончена Генеральной прокуратурой 24 декабря и в настоящее время изучается членами комиссии. Что касается двух других, то, по словам сенатора, они раньше поступали в распоряжение парламентариев, но были возвращены для повторного проведения.

Торшин подчеркнул, что собранные сведения отличаются "фантастической противоречивостью".

Характеризуя террористов, Торшин напомнил, что 31 боевик был уничтожен, из них личности 8 до сих пор не опознаны. "У 13 были судимости, часть употребляла героин и марихуану", - сказал он.

Торшин заметил, что хотя конкретных данных о планируемом захвате бесланской школы №1 не было, правоохранительные органы республики были предупреждены о возможных терактах, и федеральные силовые структуры требовали усилить охрану правопорядка в День знаний. Так в течение лета 2004 г. МВД и ФСБ России получали сведения о возможности серии терактов, а 6 августа МВД уже располагало информацией, подтверждавшей это. 31 августа замминистра внутренних дел Александр Чекалин направил по федеральному округу и в субъекты указание принять дополнительные меры охраны 1 сентября, в частности, максимально увеличить состав ППС, ГИБДД, обеспечить своевременное реагирование на возможные теракты. В адрес руководства РОВД Малгабекского района Ингушетии был направлен аналогичный приказ, отметил Александр Торшин. Именно в этом районе боевики разместили свой лагерь, который располагался в 500 м от села Пседарь и в 70 м от дороги. Там были размещены боеприпасы, часть из которых опознаны как похищенные из Назрани во время теракта в июне 2004 г. Сбор боевиков в этом лагере проходил с 25 по 31 августа.

Согласно указанию федеральных силовиков, предусматривалось перевести личный состав районных ОВД на усиленный режим службы, на стационарных постах ГИБДД проводить полный досмотр грузового транспорта, фургонов, способных перевезти террористов, и оружие. "Все эти поручения фактически не были выполнены. УФСБ Ингушетии фактически не осуществляло профилактических, режимных и иных мер по упреждению терактов. При этом боевики даже не маскировались", - сказал Торшин.

Касаясь Северной Осетии, глава парламентской комиссии рассказал о двух приказах республиканского МВД районным ОВД от 24 июня и 27 августа о дополнительных контрольных мероприятиях и об охране общественного порядка и безопасности 1 сентября. По его информации, в правобережное РОВД, на территории которого находилась школа №1, последний документ вообще не поступал. Непонятно и то, сколько сотрудников правоохранительных органов должны были охранять школу в тот день. По одной версии, это должны были быть трое сотрудников милиции - Прохоров, Романов и Дудиева, но Прохоров был заранее переведен на суточное дежурство на участке, и в школе фактически не мог находиться. По другой версии, около школы должен был дежурить экипаж ДПС, но по указанию неустановленного комиссией лица он был направлен на трассу "Кавказ" якобы для охраны проезжавшего кортежа президента республики. В итоге у школы дежурила одна Дудиева, которая сама стала заложницей террористов.

"Должностные лица Северной Осетии и Ингушетии, в первую очередь, допустили халатность и беспечность. Руководством республик не были приняты соответствующие меры, что повлекло беспрепятственное проникновение террористов на территорию школы", - заявил Торшин. Он уточнил, что этим не исчерпываются все причины произошедшей трагедии, но "беспечность максимально способствовала тому, что террористы захватили школу". Даже то, что 1 сентября в районе школы не работали 4 из 9 детских садов, в результате чего мамам пришлось идти с маленькими детьми в школу, также говорит о халатности власти, уверен сенатор.

Торшин опроверг мнение о том, что в момент взрыва 3 сентября, после которого начался штурм, большая часть спецподразделений находились на полигоне 58-й общевойсковой армии и не смогли оперативно отреагировать. "Только 2 из 8 частей находились на полигоне. В 13:45 спецназовцы уже участвовали в операции", - сообщил он.

Глава парламентской комиссии также заверил, что использование огнеметов РПО "А" "Шмель" не могло быть причиной пожара на крыше школы. Это подтверждают три эксперимента, заметил он. При выстреле, сообщил сенатор, происходит взрыв и разрушения, но пожара нет.

Причины первых двух взрывов (первый произошел 1 сентября в районе 15 ч.) парламентарии назвать отказались, ссылаясь на противоречивость сведений пострадавших и отсутствие экспертизы. Показания единственного оставшегося в живых террориста Нурпаши Кулаева, который на суде заявлял о стрельбе из танков, начавшейся в 15 ч., комиссия Торшина не признает. "Суд не мог ничего установить, поскольку нет приговора. Подождем экспертизу", - сказал он.

Комиссия также опровергает наличие фактов самосуда жителями города.

Отвечая на вопрос о том, почему из школы еще до конца следственных мероприятий вывезли большинство вещей, глава комиссии заметил, что этот вопрос интересовал расследование, но "такова была воля следственной группы, эта их прерогатива, и мы не можем это комментировать", - добавил он.

В ответ на вопрос о том, кто сорвал переговоры с Масхадовым, сенатор заявил, что Масхадов ни с кем не разговаривал и связь не поддерживал. "Это не зафиксировано", - сказал он.

Отвечая на вопрос об ответственности руководящих лиц, Торшин сказал, что за слабую координацию действий оперативного штаба ответственность несет его руководитель Николай Андреев. Как известно, он отстранен от должности начальника республиканского УФСБ и находится в резерве. Меру его ответственности назначает вышестоящее начальство, заметил парламентарий. То же касается ушедшего по собственной воле с поста министра внутренних дел республики Казбека Дзантиева. По словам Торшина, большое количество офицеров получили взыскание, трое сотрудников милиции предстали перед судом, по двум возбуждены уголовные дела.

Александр Торшин отметил, что сегодня у него и его коллег прибавилось уверенности, что подобное не повториться. "Спецслужбы встряхнулись, заработали группы оперативного реагирования", - считает он. Торшин напомнил, что ГРОУ были созданы всего за месяц до захвата школы в Беслане, и тогда не успели развернуться в полной мере. В Нальчике им удалось уже лучше сработать, подчеркнул глава парламентской комиссии.

Расхождения между докладами североосетинской парламентской комиссии и федеральной, а также внутри самой комиссии федерального парламента касаются, прежде всего, численности боевиков. Комиссия Кесаева считает, что боевиков было 38, комиссия Торшина - 32. У членов комиссии Торшина также есть разные точки зрения по применению спецсредств и тяжелой техники, по наличию пособников террористов, по взрывотехнической экспертизе. По словам главы комиссии, при принятии итогового доклада по каждому вопросу будет проводиться голосование.

Общаясь по окончании доклада с журналистами, Дмитрий Рогозин заметил, что Андреев не мог осуществлять эффективное единое руководство, когда рядом были люди, которым он подчинялся. Он считает, что не всю информацию парламентского расследования надо раскрывать. Независимый депутат Владимир Рыжков, напротив, заявил, что доволен решением до подготовки итогового доклада проинформировать депутатов и общественность о том, что уже удалось выяснить.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.