Армения собирается оставить Нагорный Карабах без "пояса безопасности"?
Азербайджан, 16 декабря, 2005, 16:34 — ИА Регнум. 9-12 декабря 2005 года в Москве состоялся девятый раунд диалога представителей общественности Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха в рамках американо-российской Рабочей группы Дартмутской конференции по региональным конфликтам. Принявший участие в мероприятии председатель Демократической партии Армении Арам Саркисян на пресс-конференции 15 декабря в Ереване заявил, что в ходе восьмого раунда диалога был принят предложенный сопредседателями Дартмутской конференции Гарольдом Сондерсом (США, экс-замгоссекретаря США) и Виталием Наумкиным (Россия) "Проект Рамочного соглашения о мирном процессе в регионе Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха".
По словам Арама Саркисяна, принятый документ является альтернативой тому, что предлагают сторонам конфликта сопредседатели Минской Группы ОБСЕ, а также сути бесед между президентами Армении и Азербайджана. "Это новый, концептуальный подход", - заметил Саркисян. Ссылаясь на свои достоверные источники, глава Демпарии отметил, что красной нитью в переговорах между Робертом Кочаряном и Ильхамом Алиевым проходит идея возвращения территорий. "Согласно этим переговорам армянская сторона обязуется возвратить азербайджанской пять районов, являющихся поясом безопасности вокруг Нагорного Карабаха, кроме Кельбаджарского и Лачиннского районов (транспортный коридор между Арменией и Нагорным Карабахом). Взамен армянская сторона получает так называемый референдум по определению статуса НКР, которые может состояться через пять, а то и десять лет. Однако, само по себе понятие такого референдума в Азербайджане не является легитимным, поскольку в азербайджанской конституции просто нет субъекта Нагорный Карабах, и естественно, такой референдум может быть проведен только на территории всего Азербайджана, что для армянской стороны принципиально неприемлемо", - заявил Арам Саркисян.
Глава Демпартии также проинформировал, что "на саммите глав государств в Казани президент Роберт Кочарян в беседе с компетентными людьми заявил, что в Армении он не имеет проблем по поводу возврата территорий". "Таким образом, он уверен, что народ примет эту идею достаточно спокойно. Однако, я беру на себя ответственность и прямо заявляю, что лично возглавлю движение по предотвращению подобных шагов. Возврат территорий без подписания соглашения о мире приведет к одному - население Карабаха просто покинет эту территорию", - заявил Арам Саркисян, добавив при этом, что "единственным сдерживающим фактором в осуществлении этого плана станет народ и президент Нагорного Карабаха
Не дождавшись от официальных структур Армении должной реакции на все предыдущие восемь раундов переговоров, Арам Саркисян намерен сам организовать обсуждение "Проекта" в Ереване. С этой целью, в начале 2006 года в Ереван приедут сопредседатели Дартмутской конференции Гарольд Сондерс и Виталий Наумкин, после чего они посетят также столицу Нагорного Карабаха - Степанакерт и Азербайджана - Баку.
В свою очередь, член карабахской делегации, политолог Давид Бабаян, заявил, что в результате напряженной работы был принят согласованный текст, в котором отражена философия урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
"Во время урегулирования конфликтов могут быть подписаны те или иные документы и соглашения, но они все остаются лишь на бумаге в том случае, если общества и народы, которые являются основным реализующим элементом данных соглашений, не готовы к примирению. Поэтому на 9-м раунде Дартмутской конференции и была принята именно та философия урегулирования, которая способствует примирению обществ конфликтующих сторон", - отметил Давид Бабаян. При этом он подчеркнул, что в отличие от других подобного рода документов здесь нет каких-либо фиксированных дат по осуществлению тех или иных мер, действий или акций при урегулировании нагорно-карабахской проблемы, что является позитивом, так как фиксация данных мероприятий до того, как общества будут готовы к ним, автоматически трансформирует их в нереализуемую идею-фикс.
"Основными механизмами урегулирования в согласованном документе признаны исключительно мирные способы урегулирования конфликта, которые должны осуществляться путем переговоров и отказа сторон от насилия. Причем, переговоры должны проводиться без предварительных условий, с участием Нагорного Карабаха в качестве полноправной стороны. Вопросы о территориях, беженцах и границах должны решаться на согласованной и взаимной основе, синхронно с ходом мирного процесса. В ходе переговоров должен быть юридически оформлен статус Нагорного Карабаха и заключен мирный договор между Нагорным Карабахом и Азербайджаном и т.д.", - сообщил Давид Бабаян.
По словам политолога, сопредседатели взяли на себя обязательства представить согласованный проект Рамочного соглашения о мирном процессе в различные международные организации, в том числе и сопредседателям Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
Ниже ИА REGNUM приводит полный текст документа:
ПРОЕКТ РАМОЧНОГО СОГЛАШЕНИЯ О МИРНОМ ПРОЦЕССЕ
Преамбула
Слишком долго страдая от конфликта, жители этого региона через своих официальных представителей, признавая настоящее Рамочное соглашение, обязуются разработать и осуществить комплекс соглашений по урегулированию справедливого и прочного мира между ними. Они признают, что достижение всеобъемлющего мирного урегулирования, взаимное уважение, невмешательство в дела друг друга и развитие взаимно плодотворных экономических, политических и общественных взаимоотношений представляют собой основы мира, к которому они стремятся. Ради этой цели они прибегают к содействию представителей международного сообщества для налаживания необходимых переговоров и поддержки выполнения подписанных соглашений. Тем самым они обязуются работать в рамках принципов и переговоров, описанных ниже.
Мирный процесс
Стороны согласны с тем, что их цель состоит в установлении мирных и плодотворных отношений между всеми жителями этого региона. Стороны признают, что мир станет возможен только по мере того, как все стороны процесса будут трудиться для прекращения нынешних враждебных отношений между ними. Они видят мирный процесс, описываемый здесь, как способ осуществить такие перемены. Развитие этих новых отношений потребует эффективных переговоров между сторонами и взаимно поддерживающих шагов, как со стороны властей, так и со стороны жителей, чтобы укрепить взаимное доверие и сделать возможным всестороннее выполнение заключенных соглашений. Всесторонний мирный процесс- это процесс непрерывного взаимодействия на всех общественных уровнях, и во многих сферах социальной, политической и экономической жизни. Цель этого процесса - преобразовать конфликтные отношения в отношения мирные и конструктивные. Выработка и осуществление соглашений, представленных в настоящем Рамочном соглашении, наряду с согласованными акциями жителей в их поддержку во всех сферах взаимоотношений между этими обществами будут являться конкретными шагами мирного процесса. Эти шаги могут стать мерами по укреплению доверия, которые внесут вклад в постепенное преобразование отношений. В итоге, задача мирного процесса состоит в том, чтобы развить плодотворные взаимоотношения и создать повсюду атмосферу, благоприятствующую сотрудничеству в решении проблем, которые решаются сегодня.
Вовлечение людей:
Объяснение принципов
Вовлечение людей имеет критически важное значение для придания импульса делу преобразований отношений. Каждый шаг в мирном процессе должен начинаться со взаимного согласованной и обращенной к жителям декларации участников переговоров, которая должна включать следующие пункты для увязания данного шага с логикой и принципами всеобъемлющего мирного процесса:
1. Все стороны вооруженного конфликта подтверждают свою приверженность действующему режиму прекращения огня.
2. Все стороны объявляют о своем обязательстве отказаться от использования силы или угрозы силой и разрешать разногласия мирными средствами.
3. Все стороны готовы решать любые конфликты и проблемы между ними путем переговоров в двустороннем и многостороннем форматах. Они подтверждают свою приверженность Минскому процессу и международному участию.
4. Все стороны, участие которых в мирном процессе необходимо для выполнения достигнутых соглашений, будут участвовать в переговорах и станут подписантами заключенных соглашений.
5. Все стороны, согласны с тем, что укрепление взаимного доверия между участниками мирного процесса требует прекращения враждебной деятельности и особенно пропаганды.
6. Для установления всестороннего, справедливого и прочного мира необходимы не только соглашения, выработанные на переговорах, но и сотрудничество всех жителей этого региона.
7. Все стороны заинтересованы в развитии таких мирных отношений между ними, которые позволят им сохранить и развивать свою идентичность, определять свой образ жизни и безопасное будущее.
8. Все стороны принимают обязательство обеспечивать права и нужды беженцев и внутренних перемещенных лиц при участии международных организаций.
Объяснение логики мирного процесса
1. Логика мирного процесса состоит в том, чтобы предложить новое мышление в области установления мира. Это новое мышление предусматривает, что до тех пор, пока отношения между конфликтующими народами не изменятся, правительства не имеют согласия этих народов на достижение соглашений путем переговоров. Мирный процесс должен изменить эти отношения с помощью ряда взаимосвязанных соглашений, достигнутых на переговорах. Тщательное выполнение каждого соглашения создает условия для переговоров по следующему соглашению. Выполнение соглашений создаст новые отправные точки для переговоров и повышает уровень доверия к мирному процессу в целом.
2. Первый раунд переговоров мог бы определить, например, комплекс интерактивных шагов для решения такой значимой проблемы, которая может быть решена в интересах всех сторон на этой стадии. Дальнейшие шаги продвинут решение этой проблемы вперед.
3. Участие полномочных представителей от Нагорного Карабаха на переговорах в качестве стороны, подписывающей соглашение, в принятии на себя обязательств по выполнению соглашений в условиях отказа сторон от применения силы или угрозы ее применения и конкретных шагов по реализации данных соглашений создаст условия, которые будут рассматриваться как промежуточный статус Нагорного Карабаха. Достигнутые и выполняемые Нагорным Карабахом соглашения будут представлять собой фактическое признание этого статуса.
4. Представители Азербайджана и Нагорного Карабаха ведут переговоры по механизмам определения и юридическому оформлению окончательного статуса Нагорного Карабаха.
5. Полное и окончательное урегулирование проблемы Нагорного Карабаха предполагает решение всех аспектов, составляющих сеть проблемы и возникших на его основе конфликтных вопросов. Всеобъемлющее урегулирование конфликта предполагает, в том числе, и развернутую по времени реализацию достигнутых договоренностей и их разработку.
Вопросы для переговоров
Полномочные представители Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха в соответствии с форматом Минской конференции будут заключать соглашения по целому ряду вопросов. Участниками переговоров и подписантами соглашений будут те из них, которые возьмут на себя обязательства по их осуществлению.
Переговоры будут проводиться в два этапа. Первая фаза переговоров завершится промежуточными шагами, которые представляют собой меры доверия, предполагающие равнозначные уступки сторон в согласованных сферах. Эти меры должны продемонстрировать достижение прогресса на пути к миру и создать предпосылки для решения окончательных вопросов. На этой стадии промежуточных шагов следует исключить вопросы, относящиеся к окончательному соглашению. На завершающей фазе переговоров будут обсуждаться вопросы, которые еще не получили своего решения.
На переговорах в обеих фазах будут рассматриваться, в частности, следующие вопросы:
1. Восстановление коммуникаций, экономического и культурного сотрудничества, синхронизированное с ходом мирного процесса.
2. Вопрос о территориях и границах. По взаимному согласию сторон могут быть осуществлены синхронизированный с ходом мирного процесса отвод войск со взятых под контроль территорий, их демилитаризация на определенном в ходе переговоров уровне и обеспеченная согласованными мерами.
3. Вопрос о беженцах и вынужденно перемещенных лицах. В рамках мирного процесса будет согласовано возвращение беженцев и перемещенных лиц на территории, о которых договорятся стороны. Одновременно обеспечивается международное участие в их реконструкции, права меньшинств.
4. Вопрос о юридически оформленном окончательном статусе Нагорного Карабаха и заключении мирного договора.
5. Установление дипломатических отношений между Арменией и Азербайджаном.
Все достигнутые соглашения будут включать график выполнения. Неофициальные соглашения будут достигнуты по вопросу об информировании жителей и по вопросу о мерах укрепления общественной веры в успех мирного процесса.
Ведение мирного процесса
Как было сказано выше, мирный процесс - это комплекс достигнутых соглашений, вписанных в рамки более всеобъемлющего политического процесса. Делегации по ведению переговоров и политические лидеры разрабатывают декларации и мероприятия, призванные создать стимулы и привлечь жителей внести свой вклад в строительство отношений, которые станут основой прочного мира. Вовлечение людей на всех уровнях социальной, экономической, и политической жизни - это как раз то, что отличает мирный процесс от собственно переговоров. Действия, которые стимулируют участие населения в мирном процессе и изменяют представления бывших противников друг о друге, и являются мерами по укреплению доверия.
Политические лидеры призваны разъяснить своей общественности, как каждое действие связано с целью всеобъемлющего мирного процесса. Сам акт начала и объяснения предпринимаемых шагов, при котором все жители могут видеть, что их заботы находятся в повестке дня мирного процесса, может помочь заручиться поддержкой граждан по практическому проведению в жизнь трудных соглашений на поэтапной основе и использованию ранних договоренностей для поддержки дальнейших шагов. Приверженность мирному процессу может создать компромисс между "поэтапным" подходом и "пакетным соглашением". Всеобъемлющее урегулирование - это и есть "пакет".
Выбор, сделанный непосредственными участниками конфликта в пользу всеобъемлющего мирного процесса и первые положительные реакции на такой выбор со стороны ведущих государств, его поддержка международным сообществом могут способствовать осознанию жителями региона того, что, возможно, близится выход из тупика, и что конструктивные перемены в отношениях могут осуществиться".