15 декабря комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций рассмотрел поправки к законопроекту о неправительственных организациях и рекомендовал депутатам принять во втором чтении около 50 поправок, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Второе чтение законопроекта намечено на 21 декабря.

Председатель комитета Сергей Попов напомнил, что 9 декабря свои замечания к проекту федерального закона представил президент, а еще раньше министр юстиции Юрий Чайка получил заключение на законодательный акт от Совета Европы, которые к сегодняшнему дню уже оформлены в виде поправок. По словам Попова, Владимир Путин поддержал концепцию, но попросил изменить подход в отношении некоторых положений: иностранные НПО и их филиалы не обязывать регистрироваться в качестве российских общественных организаций; отменить обязательный принцип уведомления регистрирующего органа со стороны тех, кто хочет работать без государственной регистрации и получения статуса юридического лица; упростить порядок регистрации российских НПО. Парламентарии добавили еще три задачи, которые необходимо решить ко второму чтению: перевести нормы, касающиеся филиалов, представительств, отделений иностранных НПО из закона "Об общественных организациях" в закон "Оо некоммерческих организациях"; вносить поправки в другие законодательные акты, чтобы "вопрос взаимодействия общественных объединений с властью не завис после принятия законопроекта"; пересмотреть положения о переходном периоде в заключительной статье, чтобы "не было неточностей, из-за которых возникают претензии, что всем придется проходить перерегистрацию".

Как заявил Попов, "ни для кого никакой перерегистрации не потребуется, даже если свидетельство о регистрации общественное объединение получило от налогового органа. Депутаты предлагают записать в законопроекте, что изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке, в те же сроки, что и государственная регистрация объединений, и приобретают юридическую силу с момента регистрации".

Как подчеркнул председатель комитета, депутаты рекомендуют принять весьма либеральную поправку, касающуюся учредителей-иностранцев и лиц без гражданства. По многочисленным просьбам иностранных фондов, отменяется обязательство указанных лиц постоянно проживать на территории России, а взамен предложена формула "находящиеся на законных основаниях".

Отметим, что согласно поправкам, не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений: иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания на территории России; лица, включенные в перечень, предусмотренный п. 2, ст. 6 закона "О противодействии (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем и финансировании терроризма"; лица, деятельность которых приостановлена в соответствии со ст. 10 закона "О противодействии экстремистской деятельности"; лица, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности. Дополнительной обязанностью общественного объединения станет информировать федеральный регистрирующий орган об объемах получения им финансовых средств от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, о целях их использования и фактическом расходовании по форме и в сроки, установленные Правительством РФ. В случае непредоставления этих сведений, регистрирующий орган имеет основание для обращения в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица. Орган, принявший решение о государственной регистрации, осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных организаций уставным целям. Он вправе запрашивать их распорядительные документы, не чаще одного раза в течение года проверять соответствие деятельности уставным целям, расходам и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности, но, в отличие от редакции первого чтения, не у общественного объединения, а у налоговых органов, органов госстатистики, в финансово-кредитных организациях и иных органах надзора и контроля. "Мы не даем право в любой момент регистрирующему органу вмешиваться в дела НПО, но в ходе плановой проверки не чаще одного раза в течение года могут посмотреть все, в том числе и финансы", - заметил председатель комитета.

По его словам предполагается, чтобы получившую от указанных органов информацию о хозяйственных делах объединения регистрирующий орган лично проверил с точки зрения ее достоверности. Только в этом случае, полагает он, удастся избежать неприятных последствий, связанных с тем, что контролирующие органы могут предоставить ошибочные сведения, а регистрирующий вынесет по ним предупреждение или начнет процесс ликвидации НПО.

В случае выявленных нарушений предусмотрено вынесение предупреждения со сроком на исправление неточностей до одного месяца. Важным правом НПО депутаты считают возможность обжаловать это решение в суде и в вышестоящем органе. "Это для того, чтобы была возможность выбора: судебное обжалование - это длительный срок", - отметил Сергей Попов. Перечень документов, необходимых для регистрации, в законопроекте будет закрытым.

Депутат также заявил, что замечания Совета Европы были учтены посредством включения в основания для отказа в регистрации общественному объединению положения, перечисленные в декларации ООН от 9 декабря 1981 г. "О недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств".