Итоги работы Московского метрополитена в 2005 году подвел на пресс-конференции 14 декабря начальник столичного метро Дмитрий Гаев. Две недели назад Гаев проводил аналогичную пресс-конференцию, но так как, по его словам, ряд сделанных тогда заявлений вызвали немало публикаций СМИ, не всегда соответствующих действительности.

По словам Гаева, нельзя говорить о том, что московский метрополитен развивается "без руля и без ветрил". Все изменения происходят на основании программы развития до 2015 года, принятой в 2002 году. После стагнации середины 90-х годов строительство новых линий и станций метрополитена опять активизировано, подчеркнул Гаев. Существенным подспорьем стал изменения в законодательстве, согласно которым в бюджетах субъектов федерации появилась отдельная строка "метростроение". Ранее, когда средства выделялись только из федерального бюджета, их нехватка была гораздо более ощутимой. "Это было во многом революционное событие, - подчеркнул Гаев. - Регионы взяли на себя заботу по развитию скоростного внеуличного транспорта, в том числе и метрополитена. Москва одна из первых пошла по этому пути".

Что касается конкретных результатов и планов по строительству московского метро, то, по словам Дмитрия Гаева, сейчас интенсивно ведутся работы на центральном участке Люблинско-Дмитровской линии, продолжается строительство на участке от "Парка Победы" до "Строгино". В 2008 году метро придет в Строгино; это крайне важно, так как сейчас около 12 тыс человек - жителей района - ежедневно в часы пик создают дополнительную нагрузку на Таганско-Краснопресненскую линию, и так являющуюся самой загруженной. "Таганско-Краснопресненская линия перевозит 75 тыс человек в период с 8 до 9 утра, при том, что она рассчитана не более чем на 60 тыс, - пояснил Гаев. - Нельзя сказать, что с вводом Строгино ситуация на ней станет идеальной; но пассажиры почувствуют явное облегчение, а жители Строгино будут скорее добираться до станций пересадок и до работы".

С приходом Люблинской линии в центр Москвы и обеспечение пересадки на Серпуховско-Тимирязевскую, Калужско-Рижскую и Сокольническую линию возникнет новое качество перевозок в этой зоне. За счет этого можно будет привлечь сюда больше пассажиров с Таганско-Краснопресненской линии и тем самым разгрузить ее.

Также будет активно развиваться система метро на юге Москвы. Планируется соединить два радиуса: Калужско-Рижскую ветку с линией легкого метро, которая по мере роста числа населения в этой районе будет нуждаться в перевозке 30-35 тыс человек в час. Пересадка на Таганско-Краснопресненскую линию планируется в районе Ясенево или Битцевского парка; таким образом, у жителей юга Москвы будет возможность выбора, как им добираться до центра.

Метро должно восприниматься как дружественный пассажиру вид транспорта, подчеркнул Гаев. В связи с этим он предостерег журналистов от спекуляций на тему роста тарифов и других изменений, касающихся работы метро как части транспортной системы столичного мегаполиса. Повышению стоимости проезда в городском транспорте до 15 рублей с 1 января 2006 г. Дмитрий Гаев уделил особое внимание; по его словам, раз в год стоимость проезда неизбежно повышается с учетом инфляции и ростом тарифов на электроэнергию, металл и т.д. Претензии в адрес метрополитена безосновательны и потому, что регулирует тарифы не метрополитен, а Региональная энергетическая комиссия. "Средняя стоимость поездки и затраты человека на поезд в Москве вырастут не более чем на 15%, - подчеркнул Гаев.

Начальник столичного метро прокомментировал проект введения системы оплаты проезда в метрополитене по банковским картам. По его словам, на этой неделе была проведена организационная встреча между специалистами метрополитена и специалистами банка и определили организационные моменты, которые следует выполнить; в настоящее время готовится распорядительный документ правительства Москвы, которым будет регулироваться данный эксперимент Внедрение банковских карт как средства оплаты проезда будет внедрено именно в качестве эксперимента, подчеркнул Гаев; сроки его проведения - с февраля 2006 года по июнь включительно. Но если он будет признан удачным, его планируется расширить. Сегодня, отметил Дмитрий Гаев, около 1 млн москвичей получают зарплату на карточку; по прогнозам, введение этой системы сократит очереди в кассы и ускорит продвижение пассажиров к поезду, а значит, и время поездки. При этом, подчеркнул Гаев, "человек, который пользуется банковской картой, не должен платить больше того, кто пользуется проездным билетом; это принципиально важно".

Дмитрий Гаев подробнее сообщил о проекте строительства второй кольцевой линии столичного метро. По его словам, самыми загруженными узлами являются пересадочные станции центра; процент превышения стандартов достигает 40-50%. Чтобы разгрузить их, разработан проект создания второго распределителя на расстоянии 1-2 перегонов от Кольцевой линии; сейчас он проходит согласование в Москомархитектуре. "Эффект от создания этого распределителя пассажир сразу почувствует, - уверен начальник столичного метро. - Это не просто продление линий из точки А в точку Б: это строительство новой системы распределителя пассажирских потоков". По предварительным расчетам, проект будет реализовываться с 2008 г.