21 ноября члены Совета Федерации, депутаты и представители Минрегионразвития, Минфина, Минэкономразвития, Минприроды и Минкультуры провели обсуждение законопроекта о разграничении полномочий между федеральным центром, регионами и местным самоуправлением, выяснили, что некоторые субъекты федерации еще не изучили подготовленный Правительством проект федерального закона и договорились создать трехстороннюю группу по его подготовке ко второму чтению. Как уже сообщало ИА REGNUM, 18 ноября законопроект был принят Госдумой в первом чтении.

В соответствии с проектом ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий" предлагается, во-первых, расширить перечень полномочий региональных и местных властей, а, во-вторых, предоставить регионам права при финансовых возможностях участвовать в полномочиях (в основном, по предметам совместного ведения). Как сообщил официальный представитель Правительства при рассмотрении законопроекта в парламенте Виталий Шипов (сегодня стало известно, что в ближайшее время он перейдет из Минфина в Минрегион - прим. ИА REGNUM), в Правительстве создана комиссия под руководством Михаила Фрадкова, цель которой - сокращение территориальных федеральных органов власти. Отметим, что передаваемые полномочия финансируются за счет собственных бюджетных средств субъектов. Исключение составляют два полномочия, которые делегируются центром, следовательно, им и финансируются - это осуществление первичного воинского учета и государственная регистрация актов гражданского состояния. На эти цели в бюджете на 2006 г. запланировано 1 млрд руб. и 3,7 млрд руб. соответственно.

Председатель комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Владимир Мокрый назвал одним из самых серьезных недостатков законопроекта частое использование слов "содействуют", "принимают участие" применительно к региональной и местной властям. Между тем, они не несут прямой обязанности к исполнению полномочий, заметил он. "Субъектам и местным органам власти передается ряд полномочий и говорится, что они не требуют дополнительных затрат, поскольку они и так исполняются федеральными территориальными органами власти. Но обсчета, в том числе по бюджетной обеспеченности, никто не проводил, то есть, сколько денег может понадобиться каждому региону при исполнении тех или иных полномочий, никто не знает", - заявил корреспонденту ИА REGNUM Владимир Мокрый.

По словам члена Совета Федерации Вячеслава Новикова (представитель от Заксобрания Красноярского края, комитет по бюджету и налогам) для региона - донора, которым является Красноярский край, реализация полномочий по экологическому контролю будут стоить 25 млн руб., а "создание условий для устойчивого функционирования систем обеспечения жизнедеятельности населения, принятия мер по предупреждению (предотвращению) ситуаций нарушения функционирования систем обеспечения жизнедеятельности населения, носящих массовый характер, и ликвидации их последствий" - 400 млн руб. Он предложил не торопиться с принятием законопроекта до 1 января 2006 г., чтобы успеть произвести обсчет исполнения полномочий в каждом регионе, а также внести изменения в Налоговый кодекс, чтобы налог на прибыль передать регионам как дополнительный источник доходов.