Деятельность компании "ДОН-строй" на протяжении многих лет вызывает протест жителей Щукино. В этом районе "ДОН-строй" получил статус генерального застройщика и ведет хозяйственную деятельность со значительными нарушениями. В частности ряд объектов построен без Государственной экологической экспертизы, что подтверждает письмо в адрес жителей из Ростехнадзора. В редакцию ИА REGNUM поступило письмо от объединённой инициативной группы "Щукино" к мэру Москвы. Жители Щукино выражают недоверие должностным лицам администрации района и муниципального образования и перечисляют выявленные нарушения закона компанией "ДОН-строй". ИА REGNUM приводит текст письма с сокращениями:

"Мэру г. Москвы Ю.М. Лужкову

От объединённой инициативной группы "ЩУКИНО"

Юрий Михайлович!

К Вам обращается объединенная инициативная группа района "Щукино", которая представляет интересы более 1500 человек, проживающих в районе, а не "пара неадекватных, вечно недовольных жителей", как это хочется представить некоторым ответственным должностным лицам префектуры СЗАО, управы района "Щукино", Муниципального образования "Щукино".

Проблема, связанная с нарушением конституционных прав граждан и норм действующего законодательства при осуществлении жилищного строительства, характерна для всего нашего города в целом.

Некоторым высшим должностным лицам кажется, что Москва накопила большой позитивный опыт в этой области, и даже пытается экспортировать его в другие регионы России. Безусловно, с позиции ведения успешного высокодоходного бизнеса - этот опыт позитивен. Но любая плоскость имеет две поверхности, и нам, людям живущим в этом городе и в большей своей части не принимающих долевого участия в строительном деле, все видится немного иначе.

Проблема, как нам кажется, находится вовсе не в области хозяйственной деятельности, осуществляемой в виде жилищного строительства, и не в "известных" компаниях застройщиках. Суть проблемы, с нашей точки зрения, это земля, вернее земельные участки либо объекты недвижимости, неразрывно связанные с этими участками.

С одной стороны, существует реальная, весьма высокая стоимость земли, да и было бы странно, если бы в Москве, входящей в тройку самых дорогих городов мира, стоимость земли и недвижимости, находящейся на ней вместе с арендной платой была ба низкой.

С другой стороны, величина арендных платежей для некоторых строительных компаний, мягко говоря удивляет, как и не менее удивляют результаты так называемых конкурсов, если конечно они проводятся. Не менее удивляет весьма непрозрачная и, на первый взгляд, непонятная и запутанная схема выделения земли под строительство. Количество постановлений правительства Москвы, посвященных строительству и реконструкции, а также не меньшее количество их редакций, в отсутствие утвержденного четкого и ясного градостроительного плана развития города, может поставить в тупик кого угодно. По сути проблема в отсутствии реального, свободного, основанного на принципах добросовестной конкуренции, доступа строительных компаний к земельным участкам с одной стороны, и отсутствии внятного юридически значимого собственника на землю с другой стороны. Впрочем, при детальном и внимательном изучении проблемы, за всеми этими постановлениями правительства Москвы, распоряжениями правительства Москвы, распоряжениями префектов и согласованиями муниципальных образований четко прослеживается и сама тенденция, и метод ее осуществления, и реальный собственник, а все что написано в Земельном Кодексе Российской Федерации и законе о Местном самоуправлении - это не про нас.

Все это создает идеальное огромное пространство для плодотворной работы московским чиновникам. И на этом "поле чудес" творятся удивительные вещи, как-то: "Самое высокое жилое здание в Европе" вместо планировавшегося муниципального жилого дома для очередников, или попадание другого, не менее грандиозного жилого комплекса в природоохранную зону Москва реки и воздушного коридора аэродрома в Тушине.

Другая часть проблемы, на наш взгляд, состоит в том, что людям живущим в этом городе и на этой земле, несмотря на право, гарантированное Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 20, п. 3, 5; ст. 21, п. 1, 3), под любым предлогом муниципальная и исполнительная власть города Москвы не дает возможность приватизировать землю под их домам и придворовую территорию. Впрочем и здесь все очень просто объясняется: Московским чиновникам в союзе с компаниями застройщиками намного проще бороться с этими "неадекватными" жителями, когда они не являются собственниками тех клочков земли, которые пытаются отстоять.

Так как мы живем в районе "Щукино" Северо-западного административного округа г. Москвы, а еще точнее в 5-м и 6-м микрорайонах, то, в первую очередь, нас волнует происходящее вокруг. Правда и здесь видение ситуации жителями и представителями Московской исполнительной и Муниципальной власти в лице префекта СЗАО Козлова В.А., главы управы района "Щукино" Мироновича М.А. и руководителя Муниципального образования "Щукино" Крупина С.П. не совсем совпадают. С точки зрения префекта, главы управы и руководителя Муниципального образования - проблемы вовсе не существует.

Действительно, строительство ведущееся компанией "Дон-Строй" в отсутствии разрешений на строительство, самозахват земли, отсутствие экологических экспертиз, несоответствие фактического строительства утвержденной части проекта и отсутствие должного контроля со стороны уполномоченных органов города Москвы, таких как: Госархостройнадзор и Объединение административно-технических инспекций - вполне типичная и обыденная ситуация для нашего города.

Нам же все это видится в другом свете. Строительство, ведущееся ЗАО "ДОН-Строй", которое является назначенным "инвестором по реконструкции, сносу жилых домов и строительству новый "стартовых" (очень просим доступно объяснить этот термин) жилых домов в районе "Щукино" префектом СЗАО Козловым В.А. в соответствии с п.1 постановления правительства Москвы №454 от 25.05.1999г., в лучшем случае вплотную примыкает к нашим домам, а в худшем - на этой земле уже стоят наши дома несносимых серий (хотя и это вполне решаемый случай), гаражи, построенные в комплексе вместе с домами в середине прошлого века, детские сады, скверы, природные комплексы.

Однако цель в данном случае вполне оправдывает средства. Тем более, что цель эта, если верить некоторым документам, вполне благородна и социально значима. Так, по материалам заключения Мосгосэкспертизы от 31.05.2004 г. № 76-П2/04 МГЭ строительство жилого дома по адресу: ул. Маршала Бирюзова, вл. 31-33 ведется в соответствии с "постановлением правительства Москвы от 02.06.2002г. № 494-ПП и приложения №2 к постановлению с адресным перечнем жилых домов ввода 2004 г., строящихся для военнослужащих по государственным жилищным сертификатам с включением в список адреса рассматриваемого дома", а строительство по адресу ул. Маршала Бирюзова, д. 41 (по этому адресу с середины прошлого века существует вполне реальных дом несносимой серии, с вполне реальными людьми, которые в нем проживают на вполне законных основаниях) в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20.06,2002г. № 494-ПП (в первой его редакции, опубликованной в журнале "Вестник Мэра и правительства Москвы № 42(1531)) фигурирует в адресном перечне №4 жилых домов ввода 2004 года, строящихся для очередников за счет городского бюджета. Однако в последней редакции ППМ №494-ПП от 10.02.2004 г. (которая не публиковалась в печати) адрес ул. Маршала Бирюзова, вл. 31-33 фигурирует в адресном перечне №7 жилых домов ввода 2004 года, строящихся по инвестиционным контрактам, заключенным по результатам конкурсов с получением доли города в денежном выражении; а адрес ул. Маршала Бирюзова, д.41, в редакции ППМ № 494-ПП от 10.02.2004г. исчезает бесследно.

Впрочем, термин "бесследно" не вполне корректен в данном случае, так как существует еще одно постановление правительства Москвы от 13.04.2004 г. № 232-ПП, в котором оба эти адреса: ул. Маршала Бирюзова, вл.31-33 и ул. Маршала Бирюзова, вл. 41 входят в приложение № 2 "перечень подлежащих строительству " стартовых" (еще раз просим доступно объяснить этот термин) жилых домов с 100% долей инвестора". Расчет с городом по этому постановлению происходит в виде площадей в других домах, строящихся в рамках инвестиционного контракта № ДЖП.02.СЗАО. 00377 от 13.11.2002 г.

В связи с тем, что нам не известен какой-либо правовой акт Московского правительства об изменении адресных перечней по адресам: ул. Маршала Бирюзова, вл. 31-33 и ул. Маршала Бирюзова, вл.41, просим разъяснить: строится ли что-либо для военнослужащих и очередников в городе Москве по этим адресам?

Учитывая, что еще существует распоряжение правительства Москвы от 28.03.2003 г. № 1546-РП "О строительстве жилого дома для моряков Северного флота по адресу: ул. Маршала Бирюзова, вл. 6 и жилых домов по адресам: ул. Маршала Конева, вл. 14, ул. Маршала Соколовского, вл. 9 (Северо-Западный Округ)" просим заранее прокомментировать и эту ситуацию, до начала активной рекламной кампании продажи "эксклюзивных квартир" компанией "ДОН-Строй" по этим адресам.

Само строительство, ведущееся в районе "Щукино" г. Москвы по адресам: ул. Маршала Соколовского, вл. 1; ул. Маршала Соколовского, вл. 5-7; ул. Маршала Бирюзова, вл. 31-33, ул. Маршала Бирюзова, вл. 41; ул. Расплетина, вл. 22, кор. 2 компаниями ЗАО "ДОН-Строй", ОАО "ДОН-Строй", ООО "СТ-ДОН-строй" и их субподрядчиками в соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 25.05.1999 г. № 454, от 02.06.2002г. № 494-ПП, от 13.11.2002г. № 232-ПП и инвестиционного контракта № ДЖП.02.СЗАО.00377 от13.11.2002 г. заключенного между генеральным директором ЗАО "Дон-Строй" Блажко М.Е. и правительством Москвы в лице вице-мэра Шанцевым В.П,. грубо и цинично нарушает права граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, законами города Москвы. Так, перечисленные выше постановления правительства Москвы принимались в рамках Генерального Плана развития города до 2020 года, который в нарушение Градостроительного Кодекса Российской Федерации не прошел согласования с Федеральными органами власти, в том числе с Федеральным агентством по строительству и ЖКХ.

Строительство по вышеперечисленным адресам ведется в отсутствие Градостроительного плана развития района "Щукино" СЗАО.

Постановления Правительства Москвы № 454, 3 494-ПП, 3 232-ПП, являясь частью Градостроительной документации, в нарушение Градостроительного Кодекса Российской Федерации не проходили обязательную государственную экспертизу. Это позволило оформить правовым актом правительства Москвы предполагаемую ( а в настоящее время - осуществляемую) хозяйственную деятельность, ведение которой невозможно без нарушения строительных норм и правил, действующего законодательства.

Так, строительство в объемах общих площадей квартир по адресам, указанным в адресном перечне к постановлению правительства Москвы № 494-ПП, №323-ПП, невозможно при соблюдении существующих норм и правил, а также природоохранного законодательства и соблюдении прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности.

Но на практике найден простой и доступный метод: градостроительные заключения на размещение жилых домов и исходно-разрешительная документация разрабатываются и утверждаются на объекты с меньшей общей площадью квартир, меньшей этажностью, договора аренды земельных участков заключаются на меньшие площади. Опять же, с позиции ведения высокодоходного бизнеса, все логично и оправдано - это позволяет избежать лишних согласований, а значит, уменьшить затраты.

Как пример, строительство по адресу ул. Маршала Бирюзова вл. 31-33. Градостроительное заключение рег. № 15-36/52 от 30.09.2002г. утвержденное ГУП "НИиПИ Генплана г. Москвы" и исходно-разрешительная документация от 22.05.2002г. № 011-31/14В-2002 ГУП ГлавАПУ оформлялись на двухподъездное двенадцатиэтажное здание с площадью застройки 830 кв. м и общей площадью квартир 5440 кв.м, участок по договору аренды № М-08-505-701 от 29.04.2004 г. составляет 0,38га, однако по ППМ № 494-ПП по этому адресу предполагалось строить дом общей площадью квартир 12000 кв.м, а по ППМ № 232-ПП - уже 15000 кв.м.

Заключение Мосгосэкспертизы № 76-П2/04 МГЭ от 31.05.2004г. было выдано все на то же 12-этажное двухподъездное здание с площадью застройки 830 кв.м и общей площадью квартир 5440 кв.м.

Жителям близлежащих домов, а строительство фактически вплотную примыкает к дому №12 по ул. Маршала Конева и дому № 35 по ул. Маршала Бирюзова (несмотря на то, что в заключении № 76-П2/04 МГЭ от 31.05.2004г. сказано: "По схеме функционального строительного и ландшафтного зонирования территория слабозастроенная") понадобилось полгода на то, чтобы доказать очевидное: строится не то, на что оформлялась предпроектная документация, а площадь участка не соответствует договору аренды.

Все это происходило в обстановке полного отсутствия информации о строительстве и тотальной дезинформации со стороны работников управы "Щукино" и префектуры СЗАО.

Мосгосэкспертизой выпущено дополнение к заключению №76-П2/04 МГЭ от 31.05.2004г., № 93-7/П/04 от 23.11.2004г. в отсутствии Государственной экологической экспертизы и специализированных экспертиз МОСГИПРОТРАНСа и института им. Герсиванова, что является нарушением распоряжения правительства 1247-РП от 22 июня 2004 г. В этом дополнении уже фигурируют площадь застройки 1660 кв.м, общая площадь квартир 14678 кв.м., этажность указана - 12 этажей, но этот вопрос остается открытым, так как на встрече с членами инициативной группы района "Щукино" префект СЗАО Козлов В.А. сказал дословно: "А по этажности ограничений у нас нет". Не доверять этому заявлению причины отсутствуют, так как ни один жилой дом, возводимый компаниями "ДОН-Строй" не строился без нарушения этажности в сторону увеличения.

Абсолютно аналогичная ситуация и по адресам: ул. Маршала Соколовского, вл. 1; ул. Маршала Соколовского, вл. 5-7; ул. Расплетина, вл. 22, к.2.

Фактическое строительство и площади, занимаемые этим строительством, так же не соответствуют утвержденным проектам и договорам аренды земли. Только документально зафиксированный самозахват земли на сегодняшний день составляет 6 577 кв.м.

В связи с изложенным просим разъяснить: в соответствии с распоряжением правительства Москвы от 26.11.2003 г. № 2168 "Об усилении контроля за объемом площадей строящихся объектов, недопущении изменения проектов строительства с целью увеличения площади после утверждения исходно-разрешительной документации" и распоряжении Мэра от 11.04.2002г. № 378-РМ " О положении о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве" - были ли внесены господином Ресиным В.И. в правительство Москвы предложения об увеличении площади по строящимся объектам компаниями "Дон-Строй" адреса: ул. Маршала Соколовского, вл. 1; ул. Маршала Соколовского, вл. 5-7, ул. Расплетина, вл. 22, к.2; ул. Маршала Бирюзова, вл. 31-33, и соответственно была ли предоставлена измененная проектная документация для корректировки сумм денежных средств, перечисляемых в городской бюджет, а так же было ли это оформлено правовым актом правительства Москвы.

Строительство по адресу ул. Маршала Бирюзова вл. 31-33 по материалам заключения Мосгосэкспертизы № 76-П2/04 МГЭ от31.05.2004 г. ведется для военнослужащих по государственным жилищным сертификатам, что, в свою очередь, освобождает компанию "ДОН_СТРОЙ" от передачи отчислений на развитие инженерной инфраструктуры города в объеме 20% от общей жилой площади ( в соответствии с распоряжением правительства Москвы № 348-РМ от19.07.1995 г.) однако в реальности дом на 100% в соответствии с инвестиционным контрактом от 13 ноября 2002 г. № ДЖП.02.СЗАО.00377 принадлежит инвестору.

Так же просим разъяснить, что происходит с площадью (как жилой, так и не жилой) образовавшейся в результате изменения проектов строительства в сторону увеличения площади. В связи с тем, что в ППМ № 494-ПП указана форма расчёта с городом в денежном выражении, а в ППМ № 232-ПП форма расчёта с городом через квадратные метры, просим Вас пояснить, как реально происходит расчёт между инвестором и правительством Москвы.

Инвестиционный контракт между правительством Москвы в лице вице-мэра г. Москвы Шанцева В.П. и ЗАО "Дон-Строй" в лице Генерального директора Блажко М.Е. №ДЖП.02.СЗАО. 00377 от 13.11.2002 заключен в соответствии с ППМ №454 от 25.05.1999г. в соответствии с п.1 "Согласиться с предложением Префекта Северо-Западного Административного округа о привлечении ЗАО "Дон-Строй" к строительству "стартовых" жилых домов в районе "Щукино". Данный инвестиционный контракт был заключён в отсутствие конкурса и в нарушение Федерального закона Российской Федерации "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (от 25 февраля 1999г. №39-ФЗ) статья 14 п.1. Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того в соответствии со статьёй 18 п.3 Закона все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе в соответствие с законодательством Российской Федерации. Ни государственная экспертиза, ни экологическая экспертиза инвестиционного проекта не производилась. Согласно п.2 ст.3 названного выше закона запрещаются капитальные вложения в объекты, создание и использование которых не соответствуют законодательству Российской Федерации и утверждённым в установленном порядке стандартам.

В нарушение Федерального закона об охране окружающей среды (№7-Ф3 от 10.01.2002), cтатьи 3, Федерального закона о Государственной экологической экспертизе (178-ФЗ от 23.11.1995), cтатьи 3, Градостроительного кодекса Российской Федерации (73-ФЗ от 07.05.1998), статьи 29 действующей до 01.07.2006 в соответствии со статьёй 11 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (191- ФЗ от 29.11.2004), постановления правительства Российской Федерации № 2008 от 27.11.2000г. "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной предпроектной документации" п.1, Закона города Москвы №41 от 11.06.2003г. "Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов в городе Москве" статьи 8, 10, закона города Москвы №50 от 09.07.2003г. "О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве статьёй 7 п.6, статьи 16 п.4, постановления правительства Москвы №857-ПП от 07.12.2004г. "Об утверждении правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве" статьи 2.1.6,стаьи 2.1.27, распоряжение правительства Москвы № 1247-РП от 22.06.2004г. статьи 1.1, статьи 3. Государственная Экологическая экспертиза предпроектных и проектных материалов строительства по адресам: ул. Маршала Соколовского, вл. 1; ул. Маршала Соколовского, вл.5-7; ул. Расплетина, вл. 22, к.2; ул. Маршала Бирюзова, вл. 41 не проводилась.

Фактическое строительство по адресу ул. Маршала Бирюзова, вл. 31-33 не соответствует материалам, получившим положительное заключение Государственной Экологической Экспертизы. Государственной экологической экспертизы на откорректированный проект (письма: Росприроднадзора от 25.01.2005 № 34/кол-03; Ростехнадзора от 14.03.2005г. № 386; от 21.03.2005г. № 472).

В соответствие с Федеральным законом О Государственной экологической экспертизе (№ 174-ФЗ от 23.11.1995 г.) статьи 30 запрещается финансировать проекты, не получившие положительное заключение Государственной Экологической экспертизы. Однако компания "Дон-Строй" продает квартиры по вышеперечисленным адресам, а в соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 232-ПП от 13.04.2004г.п.п. 12- 16, происходят финансовые взаиморасчеты между ЗАО "Дон-Строй" и Правительством Москвы.

Отсутствие должного контроля и реакции на постоянные нарушения компаниями "ДОН-Строй" существующих Федерального и Московского законодательств, строительных правил и норм со стороны уполномоченных государственных органов, учитывая вышеизложенное, не удивляет.

Так, если верить всем письмам ИГАСН г. Москвы, по всем адресам указанным выше не должно ничего быть, так как если только заканчивается одно предписание об остановке работ, вступает в силу другое. Однако в реальности здание по ул. Маршала Соколовского, вл. 1 уже построено, мало того, после завершения строительства Москомархитектура оформила разрешение на строительство, все также в нарушение закона города Москвы № 50 от 09.07.2003 г. ст. 14 в отсутствие сводного положительного заключения государственной экспертизы и правоустанавливающих документов на фактически занятую землю. Но если ИГАСН г. Москвы еще в состоянии замечать нарушения со стороны компаний "Дон-Строй", то ОАТИ г. Москвы максимум способна констатировать лишь нарушение тишины в ночное время. Правда в настоящий момент Межрайонная прокуратура СЗАО возбудила уголовное дело в отношении работников АТИ СЗАО в связи с незаконной выдачей ордеров компаниям "ДОН-Строй".

Исполнительная власть полностью пренебрегает мнением жителей, решениями муниципального (районного) cобрания. Стиль работы управы и префектуры сводится к полному игнорированию наличия в районе жителей: на многочисленные письма и обращения жителей, депутатов разного уровня жители получили либо отписки, либо ответы, констатирующие факты нарушений со стороны застройщика компании "ДОН-Строй". Однако никаких действенных мер к устранению нарушений не было принято.

Власть в лице префекта и главы управы в тесном сотрудничестве с руководителем муниципального образования и частью депутатов муниципального собрания всеми силами душат инициативу общественных объединений, препятствуют организации местного самоуправления в формах, предусмотренных Конституцией и законодательством РФ. Реальное самоуправление подменяется созданием "карманных" структур - домовых комитетов, не обладающих правом принятия самостоятельных решений. Отсутствие реального самоуправления позволяет чиновникам вести бесконтрольную коммерческую эксплуатацию нежилого фонда и освободившихся жилых помещений.

Мы убедились, что власть не желает решать значимые для жителей социальные проблемы, а действует, исходя из собственных интересов. Мы не доверяем должностным лицам администрации района и муниципального образования".