Зампред Комитета СФ по правовым и судебным вопросам, член СФ от Санкт-Петербурга Михаил Михайловский инициирует проверку ряда статей Бюджетного кодекса на их соответствие Конституции РФ.

Речь идет о той части Бюджетного Кодекса, где установлено, что счета бюджетов субъектов РФ обслуживает Банк России (ч. 2, статья 155). Только в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории - субъекты РФ, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами, осуществляющих расчеты (ч.3 ст. 156). В то же время статьей 283 того же кодекса предусмотрено, что открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России является одним из оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Фактически такая формулировка противоречит Конституции РФ, так как таким образом субъекты федерации и муниципальные образования необоснованно ограничиваются в возможности размещения бюджетных средств в кредитных организациях. То есть ограничиваются права субъектов и муниципальных образований по владению, пользованию и распоряжению их собственными бюджетами, что и нарушает их конституционный статус.

Кроме того, это фактически устанавливает монополизм банка России на данном рынке, что не может не повлечь за собой снижения доходов соответствующих бюджетов. Так ранее, например, в Санкт-Петербурге (за 2001 г.) доходы по процентам на остатки бюджетных средств составили 100 миллионов 400 тысяч рублей. Наконец, размещение средств в кредитных учреждениях, которые являются плательщиками налога на прибыль способствует увеличению их доходности, а следовательно и увеличению налоговых поступлений от этих организацией - то есть опять-таки повышению доходов бюджета.

Размещение средств соответствующих бюджетов в кредитных организациях также положительно сказывается на их деятельности: увеличивается размер активов, повышается их ликвидность. Кроме того, растет конкуренция между банками за право размещать у себя бюджетные средства, а значит, повышается качество услуг. Это дает возможность гораздо быстрее развивать экономику - в том числе за счет того, что у банков появятся дополнительные средства, которые могут быть направлены на дальнейшие инвестиции и развитие регионов.

Скорее всего данный вопрос будет рассмотрен на ближайшем заседании комитета 23 сентября.