Грузия-Южная Осетия-Абхазия: вмешательство США и угроза войны

Гагра, 3 ноября 2005, 20:51 — REGNUM  Официальный Тбилиси наращивает усилия, направленные на разрушение миротворческой миссии и четырехстороннего переговорного формата по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Как известно, на данный момент мир в Южной Осетии поддерживается контингентом СНГ, который укомплектован, в основном, российскими миротворцами, а переговоры по урегулированию конфликта проходят в рамках Смешанной контрольной комиссии (СКК), сопредседателями которой являются Россия, Грузия, Северная Осетия и сама Южная Осетия.

Президент Грузии Михаил Саакашвили неоднократно заявлял о том, что США и ЕС готовы поддержать грузинскую сторону в решении данной проблемы, в свою очередь Вашингтон подтвердил свою заинтересованность в этом. Недавно грузинский парламент принял ультимативное постановление, в котором, фактически, поставил условия и сроки начала процедуры вывода российских миротворцев из конфликтных зон. Примечательно, что в случае с Южной Осетией это - февраль 2006 года, а с Абхазией - июль того же года.

В настоящее время вырисовывается явная попытка грузинских властей как можно четче диверсифицировать свою политику в отношении Абхазии и Южной Осетии. В свою очередь Сухуми и Цхинвали противопоставляют этому координированную политику, свидетельством чему стал договор о сотрудничестве, подписанный лидерами двух республик. С определенной долей уверенности можно утверждать, что на сегодняшний день именно отсутствие возможности ведения боевых действий одновременно по двум фронтам - в осетинском и абхазском направлениях, пока удерживает Тбилиси от военных действий в Южной Осетии. Грузия не планировала и не планирует одновременного решения конфликтов в Южной Осетии и Абхазии. Распространение грузинской юрисдикции в Южной Осетии должно было стать вторым шагом после успешной операции по свержению Аслана Абашидзе в Аджарии. Таким образом, Южная Осетия была промежуточным звеном на пути к решению конфликта в Абхазии, однако, как уже отмечалось, в данном случае звенья соединились. Между тем, если возможность военного решения грузино-осетинского конфликта в Тбилиси рассматривается со всей серьезностью, то абхазский конфликт представляет собой более сложный узел, который Саакашвили планирует разрубить не иначе как путем переговоров при непосредственном вмешательстве США и ряда стран ЕС.

Также очевидно, что грузинская сторона сегодня практически исключает возможность достижения согласия в результате переговоров в существующих форматах. Это касается и Южной Осетии, и Абхазии. Об этом свидетельствует, в частности и тот факт, что официальные лица Грузии, по сути, отказались от переговоров непосредственно с представителями мятежных регионов, хотя последние к тому и готовы, вместо этого перетягивая вопрос в плоскость взаимоотношений с Россией. Параллельно, Тбилиси готовится к возможной войне на два фронта. После обстрела столицы Южной Осетии 20 сентября, и последовавшей за этим реакцией президента Абхазии Сергея Багапша, другого выбора у грузинских властей, по сути, и не остается.

В 2005 году Грузия делает беспрецедентные бюджетные отчисления в оборонную сферу. На модернизацию вооружения и пополнение личного состава грузинские власти в этом году планируют затратить почти $325 млн., или 6% ВВП этой страны. Однако, это лишь малая доля военных расходов Грузии. В 2004 году американская военная помощь этой стране составила $12 млн. В период с 2003 по 2005 год на развитие грузинской армии США потратили примерно $70 млн. На 2006 год президент США запросил у Конгресса еще $12 млн. на оплату "оборонных поставок и услуг" и $1,2 млн. на подготовку военных кадров. В рамках американской программы "Обучение и оснащение" созданы четыре батальона специального назначения - "Коммандос", а также Сачхерский, Телавский и Шавнабадский. Именно эти силы могут сыграть основную ударную функцию в горных условиях Южной Осетии или же на морском побережье Абхазии.

Ощутимое финансовое и консультативное содействие грузинской стороне оказывает и Турция, с 1997 года израсходовавшая на военную помощь Грузии свыше $40 млн. В итоге, грузинская сторона за последний год резко подняла военную активность в конфликтных зонах. В текущем ноябре в граничащем с Абхазией Зугдидском районе Грузии планируется завершить, как выразился президент Грузии, строительство "самой современной в СНГ" военной базы. По некоторым данным, здесь будет дислоцировано до 3000 военнослужащих. Концентрация войск наблюдается также в соседнем с Южной Осетией Горийском районе Грузии. Сюда переброшена 4-я бригада МО Грузии и несколько тысяч резервистов.

Именно на этом фоне официальный Тбилиси представил свой план урегулирования конфликта в Южной Осетии, который тут же был поддержан Соединенными Штатами. Представители аналитических кругов США, близкие к Государственному департаменту, утверждают, что "план Саакашвили" был написан в Вашингтоне. Недавно американская сторона добилась участия в переговорном процессе по урегулированию Приднестровского конфликта, а сегодня вплотную приблизилась к участию в процессе урегулирования в Южной Осетии. В этой связи стоит предположить, что милитаристические маневры грузинских властей являются ни чем иным как методом давления на участников переговорного процесса, в особенности на Москву, с целью обеспечения присоединения США к данному процессу. В случае провала этой миссии, Грузия прекратит переговоры, потребует вывести российских миротворцев сначала из Южной Осетии, а затем и Абхазии, и, в итоге, начнет боевые действия.

Что касается российской стороны, представитель которой (посол России в Грузии Владимир Чхиквишвили) не исключил возможность участия США в переговорном формате СКК, то она постарается не доводить дело до критической отметки, хотя и будет готовой к любым негативным сценариям. В данном случае политика Грузии, основанная на лобовом противопоставлении своих (американских) интересов кровным интересам России, буквально диктует Москве, как минимум - замену миротворцев в зонах конфликта регулярными войсками, дипломатическое признание конфликтных регионов, населенных гражданами России и готовность к даче адекватного ответа в случае агрессии.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
29.03.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 29 марта
NB!
29.03.17
Православные активисты оспорят в суде референдум по Исаакию
NB!
29.03.17
Молдавия: Спикер парламента указал президенту Додону его «место»
NB!
29.03.17
Кургинян: Запрещая обсуждение проблем, власть развязывает руки «навальным»
NB!
29.03.17
Кургинян о власти: Система работает против лидера
NB!
29.03.17
Акции 26 марта: Когда сначала запрещают, потом позволяют — система рушится
NB!
29.03.17
Кургинян об акциях 26 марта: «Нас волокут в катастрофу распада страны»
NB!
29.03.17
Украину могут отстранить от «Евровидения» из-за ситуации с Самойловой
NB!
29.03.17
«США нужно менять курс в Азии, иначе велика вероятность войны с Китаем»
NB!
29.03.17
Акции 26 марта: «Пропаганда «борьбы с коррупцией» идет в школах»
NB!
29.03.17
«Ситуация в школе — самая главная проблема», — о причинах протеста 26 марта
NB!
29.03.17
Кургинян: Гражданское общество не отдаст государство под снос «навальным»
NB!
29.03.17
«Пока мы ничего не предложим молодежи, будет побеждать Навальный»
NB!
29.03.17
Первый пошел? Ливан может сделать ставку на создание гражданской нации
NB!
29.03.17
«Патриотического движения на улице нет»
NB!
29.03.17
Расстрел генконсульства Польши на Украине: опять виновата Россия
NB!
29.03.17
Почему Эрдоган заговорил о распаде Турции
NB!
29.03.17
Правительство не может привезти хлеб. Промышленность стоит
NB!
29.03.17
Немецкий политик в Крыму: «Если я на Украине, пусть Аваков меня арестует»
NB!
29.03.17
Порты: белорусские грузы увязли в Прибалтике
NB!
29.03.17
Госдуме предлагают ввести конфискацию для близких коррупционеров
NB!
29.03.17
Госдолг регионов России вырос на 5,6 млрд рублей