"Нам нужно в корне поменять стратегию и сделать серьезный шаг в сторону участия малого бизнеса в промышленности" - такое заявление сделал президент организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА РОССИИ" Сергей Борисов на пресс-конференции в Москве 31 октября, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Как отметил глава "ОПОРЫ", в настоящее время малый бизнес страны недостаточно диверсифицирован; около 80% малых предпринимателей заняты в торговле, особенно в самых примитивных ее формах, в промышленности заняты лишь около 15% малых предпринимателей - юрлиц, тогда как в США около 20% всех промышленных предприятий приходится именно на малый бизнес. Кроме того, отметил Сергей Борисов, крупные компании в России традиционно стремятся заключить в свои рамки весь производственный цикл и сами производить для себя все необходимое - от комплектующих, до тепла. Между тем в развитых странах каждая крупная компания обеспечивает существование множества малых фирм-субконтракторов. Причины этого в "ОПОРе России" видят, в частности, в дефиците производственных площадей, особенно в крупных городах страны.

Как отметили участники пресс-конференции, вновь создаваемое промышленное производство сейчас зачастую просто негде разместить - нет производственных помещений, крайне трудно добиться выделения земли под промышленное строительство, поскольку муниципальные власти предпочитают проекты с более быстрой окупаемостью - жилищное строительство и создание торгово-развлекательных объектов. Непомерно высока цена инженерной подготовки участков под промышленную застройку (так, плата за подключение объекта к электросетям в Московском регионе составляет до 1 тыс. евро за 1 КВт. Для сравнения - в Словакии та же услуга обходится бизнесу примерно в 20 евро за 1 КВт), велики административные барьеры; кроме того только становящиеся на ноги малые и средние компании зачастую не в состоянии профинансировать одновременно и выкуп земли, и строительство, и приобретение оборудования и технологии. Выход из этой ситуации представляют промышленные парки и технопарки - управляемые частными управляющими компаниями крупные массивы производственных корпусов и офисов, где на условиях аренды могут размещаться предприятия, а также сопровождающие их банковские, страховые и логистические структуры.

Таким образом, по мнению "ОПОРы РОССИИ", возможно добиться повышения конкурентоспособности продукции российских производителей и, в конечном счете, улучшить положение страны, сегодня занимающей 75-е место в мировом рейтинге конкурентоспособности.

Появление в России подобных зон концентрации промышленного производства и сопутствующего бизнеса открывает путь к возникновению кластеров - высокоэффективных экономических структур, характерных для экономики развитых стран, сообщил Сергей Борисов. По данным Центра стратегических разработок, национальная конкурентоспособность во многом обеспечивается в США- 24 группами кластеров (318 территориальных кластеров), в Италии 200 промышленными округами, в Дании - 29 ведущими кластерами. В России в настоящее время прорабатываются проекты создания ряда кластеров, причем не только в промышленности; речь идет, в частности, о туристическом кластере в Астраханской области и о рекреационном - в Краснодарском крае. Но во всех случаях успешное формирование кластера невозможно без участия малого и среднего бизнеса, подчеркнул он.

Предложения "ОПОРЫ" по кластерной политике и формированию промышленных парков были рассмотрены и одобрены 30 сентября на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ, по итогам заседания которого министерствам и ведомствам были даны конкретные поручения по развитию этих направлений деятельности, сообщил Сергей Борисов.

"Мы настроены оптимистично, наши коллеги из регионов уже ведут поиск пилотных проектов" - заявил он. Первые промышленные парки в России появятся в районе подмосковного Одинцова и под Архангельском. Интерес к организации производства на территории последнего уже проявили ряд зарубежных фирм, занимающихся глубокой переработкой древесины, сообщил член президиума "ОПОРЫ РОССИИ", председатель комиссии по девелопменту и строительству Алексей Кожевников. По его словам, разместить производство на территории российского промышленного парка готовы прежде всего фирмы из Финляндии, которых привлекают низкие цены на сырье и близость к местам сбыта их продукции.

Как пояснил Сергей Борисов, создатели проектов технопарков, промышленных парков и кластеров рассчитывают на то, что власти регионов и муниципальных образований поддержат эти начинания благодаря тому, что налоги с деятельности вновь создаваемых на их территории производств будут оставаться в соответствующих бюджетах. Кроме того, создание новых производственных мощностей повлечет за собой создание рабочих мест. Как предположил президент "ОПОРы РОССИИ", возможно, в ряде случаев строительство промышленных парков будет сопровождаться и жилищным строительством для привлечения специалистов на работу на соответствующие производства. Как пояснил на примере проекта в Архангельской области Алексей Кожевников, создание промышленного парка способно создать дополнительно 7 тыс. рабочих мест и обеспечить поступление в региональный бюджет 15 млн долларов налоговых поступлений ежегодно.

Как отметил директор Департамента стратегии социально-экономических реформ Министерства экономического развития и торговли Саид Баткибеков, правительство рассматривает предложения по созданию технопарков и промышленных парков в широком контексте развития частно-государственного партнерства, предполагающего поддержку государством инициатив бизнеса и создание благоприятных условий для их реализации. По его словам, что касается промышленных парков, то в результате обсуждения с представителями "ОПОРЫ" "уже найдены предельно технологичные и интересные решения".

Окончательное оформление предложений по развитию технопарков, промышленных парков и кластерной политике должно завершиться к февралю, после чего предложения должны поступить в Правительство, сообщили участники пресс-конференции. По словам Алексея Кожевникова, в настоящее время заканчивается разработка предложений по внесению ряда необходимых изменений законы, в том числе в Закон "О земле" и в Гражданский кодекс РФ.