Александр Кондаков: Нужно трансформировать "содружество независимых государств" в "союз взаимозависимых наций"
Москва, 31 октября, 2005, 18:24 — ИА Регнум. Генеральный директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков по просьбе ИА REGNUM прокомментировал проблему восстановления культурно-политического влияния России на постсоветском пространстве и высказал свое мнение о наиболее эффективных методах достижения этой цели.
В последнее время много говорят о серьезных проблемах, которые возникли у России на постсоветском пространстве. Такие проблемы действительно есть, и связаны они не только с недружественной политикой наших "стратегических партнеров", занявшихся экспортом оранжевых революций, и не столько с сомнительными качествами правящих элит в странах Содружества. Думается, что основные проблемы России в странах СНГ и Балтии связаны, прежде всего, с утратой интеллектуального лидерства, которым Россия обладала еще несколько лет назад, а также с тем, что России не удалось наладить систему прямого взаимодействия с теми слоями и группами в обществах стран СНГ, которые заинтересованы в сохранении присутствия России, во взаимосвязях с Россией.
Вот почему одним из действенных механизмов восстановления позиций России и вывода наших соотечественников на постсоветском пространстве из культурно-политической изоляции могла бы стать система мер, направленных на трансформацию "содружества независимых государств" в "союз взаимозависимых наций", то есть на изменение форматов взаимодействия и влияния. Вместо силового и административного давления необходимо включить механизмы лоббирования, вовлечения, заинтересовывания различных слоев и групп населения. Возможности такого вовлечения обусловлены наличием большого количества проблемных площадок, на которых с уходом России положение и возможности людей, их самоощущение ухудшились.
Это - права, свободы и культурная (в том числе языковая) самостоятельность русскоязычного населения, возможности трудовой миграции с повышением и последующей легализацией статуса (Россия такую возможность для граждан СНГ предоставляет, ЕС и США в основном - нет), карьерный и социальный лифт за пределами возможностей собственного государства (та же причина), расширение культурной, образовательной и научной среды (Запад отторгает большинство интеллигенции СНГ, требует жесткой ассимиляции, тогда как Россия создает комфортное пространство).
Как представляется, ключевую роль для обретения Россией лидерства на этих площадках могли бы сыграть программы образовательной и культурной взаимопомощи. Льготные образовательные программы по набору в лучшие вузы России наиболее талантливых выпускников школ в постсоветских странах (возможно, по схеме Российского Университета дружбы народов; все университеты должны стать университетами дружбы народов), программы академической мобильности, сохранение и укрепление системы ВАК (присвоение ученых степеней и званий за пределами России; открытие РАН для представителей всех родственных культур, а не предельно неразумные попытки свернуть деятельность ВАК и РАН за пределами России) - все это могло бы стать гораздо более мощными инструментами консолидации дружественных нам интересов, чем любые пиаровские или административные спецоперации.
Для нас, в издательстве "Просвещение", в силу специфики нашей профессиональной деятельности наиболее существенной представляется проблема оказания помощи детям, которые за пределами России обучаются в школах на русском языке.
Сегодня в таких школах обучается около 2,2 миллиона детей. 800 тысяч учебников, которые мы им предоставляем, хватает лишь на 100 тысяч детей. И те средства, которые необходимы для обеспечения учебниками всех детей (около 125 миллионов рублей в год) вовсе не так велики - их можно было бы аккумулировать с участием крупных фирм, имеющих интересы в странах СНГ, которые вынуждены общаться с молодым поколением в Таджикистане и Узбекистане по-английски. Но, я убежден, на самом деле речь идет о национальной, государственной задаче.
Мне уже приходилось говорить о том, что Россия бросила соотечественников в трудный для нее переходный период, и это нанесло колоссальный ущерб имиджу страны как среди соотечественников за рубежом, так и среди граждан постсоветских стран. Оценить этот ущерб невозможно ни в рублях, ни в долларах. Несколько лет подряд мы, к сожалению, не оказывали никакой помощи - ни информационной, ни культурной - тем нашим соотечественникам, которые хотели бы учить своих детей по нашим учебникам, на русском языке, смотреть русское телевидение, читать русские газеты и т.д. Мне кажется, что именно это позволило другим силам, имеющим свои, отличные от российских, интересы, посчитать (может быть, преждевременно), что "игра сыграна" и что с Россией и с русскоязычными в странах бывшего СССР можно не считаться. Поэтому в странах Балтии продолжается упорное, противоречащее всем европейским ценностям и принципам Евросоюза, наступление на русские школы, а в некоторых странах СНГ предпринимаются попытки существенно затруднить получение российского образования.
Но я убежден, что не считаться с нами нельзя. Российское образование, несмотря на все его проблемы - одно из лучших в мире. Западные страны активно поддерживают "утечку мозгов" из России - это ли не свидетельство сохранения мощного ресурсного потенциала нашей школы? А мы сами очень слабо занимаемся экспортом нашего образования, между тем как начинать - и очень быстро - надо с подготовки специалистов для стран ближнего зарубежья.
Нам пора осознать, что образование - стратегический ресурс России, великая сила, которая обеспечивает мощь нашего государства как мировой державы. И все мы должны исходить из того, что продуманные, последовательные действия на этом направлении - от формирования специальных льготных образовательных программ до массированного продвижения учебников - могут и должны стать эффективными инструментами реализации тех положений Послания президента Путина 2005 г., в которых говорится о цивилизаторской миссии России.